среда, 8 марта 2017 г.

Чивикская гробница

18th Century Drawing of the Kivik site by F. G. Feldt

 Немногие памятники-погребения в Скандинавии были также хорошо изучены, как гробница в  Чивике – круглый каменный могильник бронзового века, расположенный в полумиле к северу от Симрисхамна. Датируется примерно 1600 годами до н.э., но не исключают  более ранние сроки создания. Его размеры 75 метров в диаметре, это самый большой курган подобного рода в Швеции.  Раньше из кургана систематически вывозились камни, и его использовали как каменоломню.  К сожалению первые записи о раскопках не сохранились.



Летом 1748 года два фермера обнаружили каменную гробницу. Они по слухам обыскивали могилу всю ночь в надежде найти клад. Несмотря на то, что никто не знает что эти два человека возможно смогли найти, местная легенда гласит, что они обнаружили что-то большое и ценное.  Так-же сообщают что позже они были арестованы но доказать кражу из кургана не удалось. Точно определить была ли могила разграблена или нет не представляется возможным. Исследователи предположили, что могила принадлежала человеку среднего возраста, вполне возможно  вождю. Поэтому курган стал известен, как Kungagraven. В 1930-е годы, во время проведения археологических работ  была обнаружена вторая могила; рядом с большим каменным саркофагом была сформирована еще одна погребальная камера, которую затем назвали Prinskammaren - Палаты принца, из-за её меньшего размера. После анализа останков (останки костей и зубов) можно было сделать вывод, что останки вероятнее всего действительно принадлежат подростку. Когда раскопки в кургане были закончены, в 1930-е годы после реконструкции в могильник был открыт вход для туристов.



Ботаник Карл Линней впервые описал могилу в 1749 году в его «Skanskå Resa» стр. 127. Гробница состоит из 10 каменных плит, установленных близко друг к другу, каждая из которых имела размер более 1 метра в высоту и толщиной 20-25 сантиметров. В 1750 году в гробнице были впервые обнаружены изображения выгравированные на внутренней поверхности семи из восьми каменных плит образующих боковые стенки саркофага. Изображения представляют собой группы человеческих фигур, а также: музыкантов, лошадь, повозку, а также оружие эпохи бронзы. Вновь обнаруженные фигуры привлекли значительное внимание и некоторые были зарисованы во второй половине 18-го века, в том числе F. G. Feldt, Nils Wessman, и C. G. G. Hifleling. Два из этих камней считались утраченными на протяжении более 70 лет с начала 19-го века, но были восстановлен в начале 20-го века.


Хотя окончательных заключений по интерпретации изображений сделано не было, их тесная связь с другими наскальными рисунками бронзового века очевидна. Таким образом петроглифы из Чивика следует рассматривать в контексте  остальных петроглифов, найденных по всей Скандинавии. 

1. Bredarör på Kivik;  2. Skelhøj on Jutland;  3. Sagaholm, Northern Småland. 

Изображения на каменных плитах, обращенных внутрь могилы представляют собой группы человеческих фигур, часто интерпретируются как участники  ритуальной церемонии. Таким образом похороненный человек оказывается в центре похоронного ритуала запечатленного в камне. 

Иллюстрация художника Arvid Fougstedt появляется в шведских учебниках в 1936 году.





Резьба по камню является традиционным средством изобразительного искусства бронзового века. Некоторые плиты трудно читать из-за поврежденности и износа. Кроме того, ряд изображений являются уникальными для скандинавской  традиционной резьбы по камню, что делает королевскую могилу из Чивика одним из самых замечательных археологических памятников в Швеции.



Четыре фигуры в верхнем правом углу изображают  музыкантов. Трое  из них дуют в  большие изогнутые бронзовые рога, известные как "лур", найденные по всей Скандинавии. Присутствие играющих на лурах подразумевает религиозную церемонию. Значение двух фигур внутри U-образного объекта в верхнем левом углу неизвестно, но предполагают что они могут представлять собой своего рода барабанщиков. 


В центре, под музыкантами, изображены восемь фигур предположительно собирающихся вокруг  алтаря. Фигуры называют танцовщицами, но также возможно, что они изображают плакальщиц. Эти задрапированные фигуры, которые могли носить одежды с капюшоном, часто идентифицируются как женские, и часто их сравнивают  с крылатым и клювоносыми фигурами, изображающими «танцовщиков» на  других петроглифах бронзового века и с фигурами на гобелене найденном на Осебергском корабле. В этом свете, эти «женские» фигуры вызывают в памяти женщин в птичьем обличье  или мифологических Дизир, а также образы Фрейи, Фригг и лебединых дев из Völundarkviða (Песнь о Вёлунде). Также они сильно напоминают изображения Валькирий которые находили в Скандинавии в виде подвесок а также вырезанных на камнях.

Скандинавские подвески-Валькирии

В верхней части Осебергского гобелена (820-834 г. н.э.), мы также находим шествие из восьми фигур в мантиях, идущих за человеком несущим  крестообразный символ, и все они следуют за фигурой в рогатом головным уборе. Они сопровождают повозку, возможно везущую  идола.

Прорисовка реконструированного изображения гобелена 
из Осебергского корабля:

Похожее изображение процессии на камне хранящемся в Стокгольмском
 государственном историческом музее

В нижнем ряду композиции на том же камне, изображены восемь фигур мужчин, разделённые на  две группы по четыре, стоящие перед необычной фигурой, (визуально напоминающую букву греческую Ω ) предполагают что это может быть барабан или вероятнее ритуальный котёл - жертвенный чан. Мужчины могут  быть музыкантами, священниками или воинами. Слева предположительно вооруженные люди, ведут пленника, возможно для человеческого  жертвоприношения. На соседнем камне, некоторые из тех же самых фигур повторяются.

В верхней части собирались 4 фигуры мужского пола.  В нижней части камня, линия из фигур восьми женщин, они следуют за мужчиной "танцором". В верхнем правом углу  человек стоит на колеснице, запряженной парой лошадей. В более поздних источниках на таких колесницах изображаются боги

На остальных камнях изображены общие для древнего скандинавского искусства
бронзового века символы.




Летом 2014 года, с использованием судебно-медицинской техники, археологам Tommy Andersson и Andreas Toreld удалось восстановить изображения одного из поврежденных камней.
Вы можете посетить их сайт чтобы подробнее ознакомиться их деятельностью http://www.hallristning.se/

Топоры:
Изображения топоров на одном  из камней находятся рядом с «солнечными колесами". Топоры и копья с древних времен считаются оружием священным и символизировали власть и божественный солнечный принцип. Копья сохранили своё священное значение у германцев в плоть до средних веков.


Топор бронзового века

Бронзовые "солнечные-колёса" найденные  рядом с Цюрихом, Швейцария. 

Также рассмотрим похожие рисунки бронзового века найденые в Grevensvænge, на острове Зеландия в 1779 году, датированы приблизительно  600-800 г. до н.э.




Фигуры в рогатых шлемах

Шлем бронзового века из Veksø датируется 1100-900 годами до н.э.

Обычно принято связывать все рогатые изображения с рогатыми шлемами  бронзового века найденными в Дании. И в случае с рисунком изображающих двух мужчин с топорами и детализированных фигурок это не вызывает сомнений.



Но так-же весьма вероятно, что на некоторых изображениях, где фигуры вырезаны максимально схематично рога могут обозначать и ритуальные маски, так недавно в Дании были найдены фигурки в рогатых головных уборах, но головные уборы скорее напоминают маску и шаманскую  налобную повязку чем шлем воина.

Бронзовые фигуры найдены на
Grevensvænge, Zealand в 1779 году

Многочисленные подобные фигуры напоминающие фигурку из Grevensvænge были найдены на наскальной резьбе. Здесь фигура условно названная "акробат" делает кувырок над кораблем.


Еще один «акробат» среди других фигур на корабле из Бохуслена:

Фигуры вооруженные топорами Тануме, Бохуслен, Швеция:

Рогатая фигура, вероятно изображает бога, которого сопровождают
 вооруженные воины плывущие в ладье.

Рогатые фигуры играют на Лурах, возможно они одеты, как животные,
на это указывает размер и форма их ног, а также возможно хвосты.


Музыканты и танцоры на ладье.

Мужчины вооруженные топорами с солярными колёсами. 
Возможно в данном случае солярные символы изображают щиты.

Некоторые фигуры в  Bohuslan часто интерпретируются как изображения бога Тора:

Тор благославляющий брак 

Тор в повозке запряженной козлом


Перевод с английского и дополнения Paul Kozak



Комментариев нет:

Отправить комментарий