воскресенье, 5 марта 2017 г.

Названия дней недели и германский пантеон

Для современного человека неделя стала лишь способом деления линии времени и календарной системой для распределения рабочих дней, выходных и порой бессмысленных праздников. Для древнего человека такое понятие как линия времени было чуждо и различные отрезки времени: эпохи, века, годы и недели отмеряли циклический ход времени. Неделя заканчивалась и начиналась снова, для человека нашей эпохи верящего в прогресс циклический ход времени ассоциируется со скукой и монотонностью. Но для древнего человека цикличная природа времени была естественным законом который наблюдался как на земле, так и на небе. Каждый день недели был посвящен отдельному богу или богам, что позволяло периодически посредством ритуалов соприкоснуться с миром богов и даже на уровне духовном переноситься в первобытную мифическую эпоху правления богов.
В этой статье будет рассмотрено представление о неделе у древних германских племён, опираясь на описания саксонских идолов из перевода текста «A restitution of decayed intelligence: in antiquities: Concerning the most noble, and renowned English nation. By the study and travell of R.V. Dedicated unto the Kings most excellent Majesty» 1634 года издания. Автор первых иллюстраций изображающих семь богов соответствующих дням недели нам неизвестен, образы идолов художник создал не на основании известных нам текстов Эдды, которая была обнаружена только в середине XVII века, но на основе более ранних исторических текстов и хроник: Тацита, Олафа Магнуса и Саксона Грамматика.
В начале нашей эры в римской империи восьмидневная неделя была постепенно заменена неделей семидневной, семидневная неделя в отличии от восьмидневной была построена согласно движению планет и гораздо лучше отвечала астрономическим целям. Эту систему позже у римлян позаимствовали и германские племена, легко найдя аналогии римским богам в своём пантеоне (имена этих богов дошли до нас в  названиях дней недели в европейских языках), но взяв за точку отсчёта первого дня недели не понедельник а воскресенье.

 В германских языках название понедельника Moonday  произошло от имени божества луны – Moone, сейчас нам больше известна под именем Мани, которое нам сообщает Младшая Эда. Средневековый автор изобразил идол этого божества как женщину, стоящую на постаменте и одетую в короткое пальто с головой покрытой капюшоном с довольно интересной деталью – двумя длинными ушами, и держащая в руках лунный диск с женским профилем, подобные изображения опровергают примитивную идею о том, что небесные тела полностью почитались как боги,  этот один из многих примеров где божество держит в руках небесное тело показывает, что люди древности и позже люди средневековья считали небесные тела именно атрибутами божества.

Название вторника часто ассоциируют с именем бога войны и небес Тюром (от прагерманского Tiwaz). Но на самом деле название этого дня недели Tuesday произошло от имени Tuysco(Tuisto). Это бог земли, почитавшийся как божественный предок германских народов у которого было три сына от которых пошли племенные союзы истевонов, ингевонов и герминонов. Изображался как старец одетый в традиционные древние германские одежды из шкуры животного держащего посох в правой руке. По одной из версий имя Туисто происходит от того же корня что и Tiwaz и означает «сын Тиу» таким образом бог земли Туисто является сыном бога неба. По другой версии это имя происходит от корня tvai (два) который может указывать на то, что божественный предок  имел природу андрогина(что подчёркивал Мирча Элиаде). Внешне Туисто не похож на бога войны Марса, но их объединяют функции бога-отца народа, из этого следует вероятность, что вторник был особым днём почитания предков.

День недели среда Wednesday обязан своему имени богу Водану. Его изображали как воина облачённого в доспехи, голову его покрывал либо шлем, либо корона. Очевидно в то время Вотан почитался в большей степени как бог-воин в отличии от поздней формы - Одина, который почитался скорее как верховный бог-жрец и покровитель знаний и мудрости, покровитель павших в битве. Водану приносились в жертву военнопленные как покровителю сражений. Но с учётом того что германцы сопоставили и можно  так сказать синхронизировали свою сакральную неделю с римской то мы можем смело проводить параллели в соответствии дней недели, и увидим что день Водана соответствует дню Меркурия. На первый взгляд бог-воин и бог покровитель купцов имеют между собой мало общего но если мы вспомним что Меркурию в античной традиции греческой соответствовал Гермес, который кроме торговцев покровительствовал магам, астрономам был проводником в царство мёртвых и совершал кражи священных предметов, то появляется чёткая связь Гермес->Меркурий->Водан->Один. Вероятно в древние времена Меркурий имел гораздо больше атрибутов Гермеса (о которых сейчас практически не вспоминают считая его богом торговли) что позволило германцам отождествить его с Воданом из чего можно сделать вывод что представления об Одине как о боге не только войны, но и как о жреце обладающем тайными можно даже сказать алхимическими знаниями, о его связи с миром мёртвых и даже как о боге-воре очень древние и существовали уже в начале нашей эры задолго до появления скальдической поэзии. 

Четверг Thursday как и в других древних традициях был посвящен богу-громовержцу,  в германской традиции Тору. Идол Тора был изображен сидячим на троне и в руке держал не привычный нам молот, а скипетр, голову украшала корона, и вокруг располагались двенадцать золотых звёзд. Эти символы власти особенно сильно сближают его образ с Зевсом-Юпитером. Здесь мы видим яркий пример единого почитания в четверг божеств-повелителей небесного пространства как в случае с Перуном, Юпитером, Зевсом, Перкунасом, и Брихаспати обладающий громовыми орудиями.   В подобные дни почитания небесных божеств обращали особое внимание на погоду, молнии и дожди в этот день считались особенно важными божественными проявлениями (откуда и пошло выражение «После дождичка в четверг» - т.е. после проявления символа божества в определённый день) также на земле некоторые народы возжигали костры в честь огня небесного.

Пятницу – день Венеры германцы посвятили богине Фрига в честь которой день получил название Friday, хотя некоторые считают, что название произошло от имени Фрейа. Олаф Магнус описал Фригг отличной от образа известного нам из Эдды, она изображена скорее как женщина-воин  в одной руке держащая в руке меч, в другой лук, старинными авторами она изображалась стоящей или сидящей по одну из сторон от трона на котором сидел Тор(Донар) когда по другую сторону находился Водан. Кроме того предположительно Фрига являлась гермафродитом но в большей степени почиталась как богиня, а не как бог. Воинственные атрибуты символизировали готовность к бою в любое время, но в целом Фрига почиталась как богиня любви и дружелюбия как Венера.

В последний день недели субботу Saturday – день Сатурна германцы почитали бога Seater, о котором к сожалению осталось очень мало сведений. Его идол описан как стоящий на постаменте старец с длинными волосам и бородой, ноги его стояли на большой рыбе, которая вероятно была традиционным символом спасения и смены циклов что может указывать на связь с Сатурном-Кроносом богом золотого века. Одет Ситер был в белые одежды подпоясанные длинным поясом развивающемся на ветру, который трактовался как символ свободы и независимости саксов. В руках же держал корзину или ведро наполненные фруктами и цветами которые также легко могут соотнесены с символом серпа Сатурна, в другой же руке бог держал колесо – символ постоянного движения и смены эпох. 

Воскресенье воспринималось как маленькое астрономическое солнцестояние. Первый день недели был посвящен богу Солнца. Который изображался как обнаженный мужчина с круглым лицом и волосами, расходящимися в разные стороны как лучи солнца. На уровне груди он держал солнечное колесо. С одной стороны может показаться  странным что разные боги Seater и Sun обладают одинаковыми атрибутами, но это не удивительно, ведь дни этих богов идут один за другим и являются завершающим и начальным днём, поэтому символ колеса подчеркивает суть недели не как постоянное разделение идущих друг за другом вперед дней недели но как циклически повторяющееся движение времени с ключевыми точками перехода.

Paul Kozak
02. 11. 2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий