вторник, 7 февраля 2017 г.

ТАИНСТВЕННЫЙ КРОДО

Много вопросов вызывает описание германского бога Кродо, или как его позже называли Ситер. До наших дней не дожило его аутентичное изображение, и информация о нём сохранилась только благодаря «Саксонской Хронике» (Cronecken der Sassen). 

Во многих источниках Кродо указан как исключительно славянский бог, но источником этого заключения часто являются абсолютно неисторичные «Славянские веды» и прочие фальсификации, которые активно перепечатываются без проверки фактов. Как славянский бог он начинает  упоминается в русской литературе с XIX века, игнорируя текст хроники. В тексте конкретно упоминаются именно саксы, а не славяне: «dat bedudde dat sick de sassen scholden vast besluten in eyn» – «Das bedeutete, dass sich die Sachsen sollten fest zusammenschließen in eins»(нем.) («это символизировало, что саксонцы должны объединиться в одно целое»). Андрей Сергеевич Кайсаров пишет в XIX веке о Кродо как о славянском боге, которого не принял Карл Великий, и даже приводит пословицу «не все пойдем в Кротово царство, иные к черту», сохранившуюся у хорватов. Оригинальный текст этой пословицы нам найти не удалось, но возможно что она просто не дожила до XX века с его резким изменением образа жизни, особенно для крестьян как последних носителей фольклора.
Само имя Кродо и Ситер (которым его нарекают хроники с  XVII века) принято возводить к именам Кронос и Сатурн. Андрей Сергеевич Кайсаров пишет: «А как Арнольд, ссылаясь на Вормия, говорит, Кродо был покровитель всякого зла и лукавства, и что при нем еще в Нижней Саксонии называли гнусного человека Kroden-duvel, то кажется я справедливо произвожу его имя от слова «краду», которое у русских, богемцев и сербов значит одно и то же».  Некоторые к имени Кродо возводят слово «крода»(погребальный костёр у древних славян) произошедшее от др.-чеш. «krada», которое сравнивают с  верхне немецким rāʒе. Как уже говорилось, во всех источниках Кродо фигурирует в первую очередь как бог саксонский, но отрицать, что среди поклонявшихся ему были возможно и западные славяне нельзя.
Тем не менее второе имя Ситер опять же сближает Кродо с Кроносом, и  в литературе XVII века подчеркивает что саксонцы воспринимали его как Сатурна (именно идолом Сатурна он назван в саксонской хронике), да и в целом атрибуты Ситера не выдают в нём бога злого или дурного. Имя Ситер авторы хроник применяют к Кродо и вводят его в саксонский пантеон. Считается, что его днём была суббота, чье название указывает на имя Ситер «Sæternesdæg»( Древнеанглийский) и «zaterdag» (Нидерландский).
 Обратимся к иллюстрированному тексту «A restitution of decayed intelligence: in antiquities: Concerning the most noble, and renowned English nation. By the study and travell of R.V. Dedicated unto the Kings most excellent Majesty» 1634 года, в котором описано соответствие богов дням недели в германской традиции, где гравюры, изображающие Одина, Тора и Фригг основаны на изображении  взятом из книги «A Description of the Northern Peoples», опубликованной в 1555году. А изображения Ситера создано по мотивам более ранней «Саксонской  хроники».
Идол стоял на холме за лесом и путь к нему был труден, что подчеркивается в тексте. Авторы описывают внешность бога Кродо как стоящего на постаменте мужчину со струящимися длинными волосами и бородой, одетого в светлые одежды и подпоясанного длинным поясом, в левой руке он держал колесо с шестью спицами,  в правой ведро или корзину с цветами и фруктами, а босыми ногами он стоял на рыбе.




В книге Alexander Rossen «unterschiedliche Gottesdienste in der ganzen Welt» приведена интересная цитата о Кродо из хроники записанная на латыни.
«quī gentis annālēs ēdidērunt, nūmen populāre memorant, Crodum quendam, messōris speciē, quī cīnctum līneum gestat, dexterā ferēns vāsculum rosīs replētum, sinistrā ērectā rotam currūs. pedibus nūdīs īnsistit piscī squammōsō et asperō, quem percam vocāmus».
«Составители летописи сообщают о местном божестве, каком-то Кродо в образе сборщика урожая (косца, жнеца), который носит льняной пояс, правой рукой держа небольшой сосуд, наполненный розами, левой  колесо двухколёсного плуга. Босыми ногами он стоит на покрытой чешуёй и шершавой рыбе, которую мы называем окунь».
Здесь повторяется первое описание Кродо и  также подчеркиваются его атрибуты, с уточнением, что в руке он держит небольшой сосуд, и акцентируется внимание, что в нём именно розы, а также Кродо назван «жнецом» что подчеркивает его сходство с Сатурном.
В книге 1634 года автор, повторяя слова «саксонской хроники», трактует символику таким образом: Развивающийся пояс символизировал свободу саксов, цветы и фрукты в корзине символизировали плодородие, а колесо символизировало единство саксов и движение по одному едином курсу. В книге 1872 «The Funny Side of Physic» автора Andre Addison Crabtre при упоминании Ситера говорится, что рыба символизировала власть на море.
Разберём эти трактовки символов. Все они были сделаны уже спустя много лет после христианизации, и вся символика воспринималась исключительно в примитивном пантеистическом ключе. Очевидно, что Ситер стал Германским аналогом Сатурна при заимствовании германцами у римлян семидневной недели. Таким образом, нельзя однозначно трактовать атрибуты Ситера, как символы бога-вана, т.е. просто бога плодородия. Символ фруктов не вызывает вопросов и действительно соотносится с идеей плодородия и изобилия в царстве Сатурна в золотом веке дополняемый важным символом священных цветов – розы, аналога лилии и лотоса как символа священного центра. Но символика рыбы на самом деле гораздо сложнее. Версия про то, что рыба была символом власти на море маловероятна, ведь статуя была расположена не в приморском городе, а в местности, находящейся в середине современной Германии. Рыба является традиционным символом спасения.  И для прояснения её символики наиболее ярко, мы можем обратиться к Пуранам, где рыба присутствует в образе Вишну-спасителя в облике Матсья, который в иконографии часто изображается либо как наполовину рыба, либо выходящим из пасти рыбы, держа в одной руке раковину, в другой своё оружие - круглый сверкающий диск. В этом облике Вишну предстаёт как спаситель человека перед потопом и начала новой эры, нового золотого века. Если Ситер был богом субботы (последнего дня недели у германцев), которая предшествовала первому дню недели - дню Солнца, то здесь Ситер ясно выступает в важной роли завершающего и начинающего цикл. Кроме того связь Ситера с циклическим принципом ясно демонстрирует колесо в левой руке.


С именем Кродо часто связывают Алтарь Кродо из Гослара, представляющий из себя бронзовый полый алтарь четырёхугольной формы, установленный на четырёх ножках в виде мужчин, держащих на плечах груз. Андрей Сергеевич Кайсаров писал, что статуя не сохранилась, но постамент, на котором она стояла, был найден в Бад-Гарцбурге и направлен в церковь. Но этот жертвенник впервые упоминается только в середине XI века, спустя 260 лет после уничтожения статуи Кродо. И однозначно заявлять о том, что алтарь является жертвенником Кродо, мы не можем. Этот  алтарь оброс легендами, так например представитель течения романтизм - художник Фридрих Георг Вайч (1758-1828) написал картину "Праздник Жертвоприношения Кродо" на которой изображено античное жертвоприношение и возжигание священного огня на алтаре, который полностью повторяет вид Алтаря Кродо, установленного в церкви(это доказывает что предположение о отношение этого алтаря к статуи Кродо существовала уже до XIX века а не является современными домыслами). Мы не можем утверждать о прямой связи этого алтаря со статуей Кродо, но тем не менее отрицать языческие элементы в этом алтаре мы не можем: так например само основание алтаря представляющее из себя четырёх мужчин удерживающих конструкцию отсылают нас к античным сюжетам ставшими популярными в средние века в виде декоративных атлантов, и также к нижнему ярусу Збручского идола, да и сам узор граней алтаря хоть и представляет из себя крестообразный повторявшийся узор, но крест здесь явно языческий «солнечный». С одной стороны алтарь мог быть создан язычниками, с другой он мог быть сделан и для христианского храма, но учитывая что в XI веке ещё процветало двоеверие, языческая символика могла быть применена для христианского алтаря сознательно - завуалировать языческую символики под христианскую, либо несознательно под влиянием ещё живших в народе древних образов.



Версия о том, что Кродо - псевдобог и полностью вымышленная фигура, кажется нам маловероятной. Даже если идол был поставлен римлянами, а не германцами, что весьма вероятно это показывает, что Сатурн был не просто заимствован, но адаптирован саксами под свой пантеон в рамках германской традиции. Если бы Кродо был выдуман, то скорее всего, его имя и образ остались бы существовать только среди аристократии, богословов и книжников, но не на территории описанного в хронике культа. В самом Госларе с именем Кродо связанны ряд топонимов и двоеверческих образов, которые появились там задолго до эпохи романтизма, в которой произошел всплеск интереса к языческому прошлому.

Даты:
приблизительно 50 г до н.э. на холме в Бад-Гарцбурге воздвигается храм Сатурну
780 год. Карл Великий при христианизации саксонских земель возводит в этих краях церковь, а идола повелевает свергнуть. Считается что Карл Сказал "Crodo ist euer Gott, der Crodo Teufel"- "твой бог Кродо - это дьявол"
1040 в церкви Гослара устанавливается Алтарь Кродо.
1492 Кродо упоминается в саксонской хронике
1574 Упоминание в Анналы Георг Торквата desgl. В Нижненемецкий летописи Авеля.на южной стороне Западного замка отмечено место под названием Krodo-Holl (пещера Грот также кродо-зал)
1610 в местности  Bündheimer в районе Бад-Гарцбурга в  стене кирхи над входом был сделан барельеф в виде головы, который одни считали изображением Вотана, другие Кродо
1797 Фридрих Георг Вайч пишет  картину "eines Opferungsfestes für CRODO", которая сейчас находится в Берлинской академии искусств
2003 Установка фигуры-фонтана Кродо в центре города
2007 установка новой статуи Кродо созданной по описанию из хроник



Использованная литература:
1)         Cronecken der Sassen
2)         A restitution of decayed intelligence: in antiquities: Concerning the most noble, and renowned English nation. By the study and travell of R.V. Dedicated unto the Kings most excellent Majesty 1634
3)         Alexander Rossen unterschiedliche Gottesdienste in der ganzen Welt
4)         Andre Addison Crabtre  «The Funny Side of Physic»
5)         Рене Генон «Символы священной науки»
6)         Андрей Сергеевич Кайсаров «Славянская и российская мифология».
7)         Козак Павел «Названия дней недели и германский пантеон»
8)         http://www.woick-wandern.de/crodo/crodo_plan.htm
5. 02. 2017
Paul Kozak

Комментариев нет:

Отправить комментарий