пятница, 30 ноября 2018 г.

Ведьмовство на службе современного мира


Может ли человек, изучающий древнюю традицию не только с точки зрения теории и этнографии, смотреть мистические фильмы связанные с древними верованиями и традициями? С одной стороны это небольшой глоток свежего воздуха в расколдованном мире, но с другой стороны в большинстве это коммерческий продукт – порождение поп-культуры.
В этот раз я решил ознакомиться с новым мистическим сериалом «Леденящие душу приключения Сабрины», снятым по мотивам старого комикса, экранизация которого «Сабрина маленькая ведьма» знакома многим. После первой серии мне захотелось в рамках исследования досмотреть весь сериал и написать очерк о вырождении представления о ведьмовстве под влиянием современной либеральной культуры, но мне хватило и двух серий чтобы сделать исчерпывающие выводы. Обратить внимание на него мне хочется по той причине, что на западе этот продукт понравился не только обычным зрителям, но и тем кто называет себя ведьмами(хотя некоторые колдуньи и негодовали из-за того что ведьм в сериале изобразили не язычницами, а сатанистками).
Неадекватное искажение ведьмовства в киноиндустрии не новость, а скорее норма, в данном случае всё увиденное было не просто  выдумкой сценаристов, но и резюмировало положение с современным ведьмовством, чьих адептов можно видеть во множестве в соц-сетях. И здесь хотелось бы разобраться, почему же современное ведьмовство не является протестом против современного мира но наоборот играет по его правилам.
Одна из бросившихся в глаза художественных деталей – вызов фамильяра. Главная героиня должна выбрать духа фамильяра и хотя по сюжету она призывает его сама, большинство заказывает его по каталогу, как продукты из супермаркета. Сабрина в итоге призывает фамильяра сама, но затем употребляет в разговоре такую формулу, что их с фамильяром связывают партнерские обязанности. И в том и в ином случае теряется изначальная связь фамильяра с ведьмой, ведь само слово этимологически происходит от «familiar» корень которого означает «фамилия», то есть фамильяр - это тот, кто после своего призвания будет передаваться по наследству, или по другой трактовке становится «другом фамилии» но не деловым партнером. То есть вместо родственных отношений мы видим отношения деловые, что неудивительно для века когда ведьмам не нужно самим собирать травы а достаточно заказать всё нужное по интернету, а тайны древности передаются не от родителей а по Wi-Fi.
Также стоит обратить внимание на поведение главной героини. В рамках современного язычества мы можем наблюдать два течения 1)этноцентризм  2)универсализм. Второй вариант мы наблюдаем чаще, разница тут очень важна. Позиция универсалистов сейчас пожалуй наиболее популярна и она утверждает что этнического компонента в религии нет, любой человек может выбрать по вкусу себе религию не взирая на происхождение и родословную. Одно из последствий такого подхода – отсутствие чувства долга перед традицией и предками, и также максимально либеральное поведение в рамках традиции, человек не чувствует свою преданность по отношению к ней, можно спокойно менять не только правила но и по желанию переходить из веры в веру или смешивать их как принято в нью-эйдже.
Здесь интересно поведение главной героини: по сюжету она должна вписать своё имя в книгу дьявола, как это делали все ведьмы до этого. Но сама она отказывается, и здесь мы видим не только действие  согласно лозунгу «моё тело – моё дело», но скорее мы видим именно универсалистский подход «я хочу результат, но не хочу быть преданной своей традиции». Это один из ярчайших примеров такого поведения которое встречается сплошь и рядом.
 Феминизм способен сильно влиять на современные религиозные течения: особенно сильно он повлиял на викку, пожалуй, одно из самых молодых течений. Основатель викки Джеральд Гарднер имел консервативные взгляды на отношения мужчины и женщины и настаивал на разделении ковена на пары из мужчины и женщины. Также ему приписывают слова «Нет гомосексуальных ведьм, и невозможно быть и гомосексуалистом и ведьмой», причина нетерпимости кроется в том, что он считал это нарушением естественного закона, а с учетом того что в викке на первый план выходит богиня-мать, то это замечание вполне логично. Но спустя пару десятков лет виккане стали пересматривать правила и законы в своей молодой религии и отбросили много из того что появилось до сексуальной революции. Здесь нет ничего удивительного  ведь религия эта была совсем молодая без глубоких корней. Парадоксальнее когда современный  мир влияет на традицию действительно древнюю. Так на западе появляется ряд организаций лгбт асатру, утверждающих что викинги не были противниками подобных связей, хотя на деле это переписывание истории и  ряд древних источников сообщают что для мужчины обвинения в женоподобности было одни из самых позорных.
Здесь мы видим что не традиция выковывает человека, а человек перековывает традицию ради собственного комфорта.
В сериале отразилось настроение современных «ведьм», которое  заключается в максимальном вовлечении в политику. Большая часть сюжета посвящена борьбе с неравенством любого вида, и организации социального движения.
С недавних пор в США мы действительно видим такую картину, когда после победы на выборах Дональда Трампа  десятки женщин, причисляющих себя к ведьмам вышли на улицы с феминистскими лозунгами, и ещё сотни проводили обряды по проклятию президента, который все ещё здравствует (интересно, насколько это вписывается в рамки викканской морали).
Насколько такое поведение свойственно ведьмам? Мне сразу вспоминается рассказ Евгения Головина о его обучении у ведьм в середине прошлого века:

...Иногда бывает непонятно как и почему они всё это знают, они не знают только одного - они никогда не знали совдепа,  а вот про Сталина они слышали, но только из пересудов на деревне. Про войну они ничего не знали, я уже говорил, что это был 53-54й год и они вообще не слышали ничего про войну. Ленина просто не знали, а какая власть они не знают они и в России ничего не знали, у них совершенно другая жизнь.

Из бесед (2004)

 Дело не в том, что ведьмам приходилось жить в изгнании и не иметь возможности участвовать в социальной жизни общества. Со времен языческой древности ведьмы сами выбирали уединение и минимальное вмешательство в жизнь общества. 
Пожалуй, сейчас настало то время когда ведьмам нравится как их изображают в популярной культуре. Но дело даже не в том, что кинематограф стал адекватнее обращаться к мистицизму, магии и этнографии, а в том, что изменилось само ведьмовство, подстроившись под рамки поп-культуры, и теперь оно также стоит на службе современного мира.

27.11.2018
Paul Ingvarsson

Комментариев нет:

Отправить комментарий