пятница, 30 ноября 2018 г.

Арманны и Армадры


В германской традиции сохранилось упоминание Арманнов, и сейчас мы говорим не о известном в узких кругах движении "арманизм", а о действительно древней традиции.
Хотя можно упомянуть пару слов и о текстах основателя арманизма Гвидо фон Листа. Автор находился под влиянием теософии и адаптировал её для германцев, но сделал он это для того времени необычно, в то время как теософское учение распространялось по миру и люди в разных частях света играли в индийских ведических жрецов, читая ошибочно переведённые труды восточных философов,  Гвидо фон Лист действительно адаптировал это под нужды германцев. Суть его учения была в том, что древние германцы разделялись на вотанистов – приверженцев экзотерического культа Вотана, и арманистов – посвященных в эзотерическую сторону древней религии. Термин «арманизм» происходил от искажения названия древнего племени «гермионы».
А теперь давайте обратимся к дошедшему до нас имени Ármaðr. Это слово дошло до нас из «Саги о христианстве».
В «саге о христианстве» во второй главе это слово встречается всего три раза:

Первую зиму епископ и Торвальд жили на Ущельной Реке у Кодрана, с ними было тринадцать человек. Торвальд попросил своего отца креститься, но тот не спешил с этим.
На Ущельной Реке стоял камень, который почитали в этой семье, они говорили, что в нём живёт их попечитель(ármann). Кодран заявил, что не будет креститься, пока не узнает, кто могущественнее, епископ или попечитель (ármaðr) из камня.
После этого епископ отправился к камню и пел над ним, пока камень не раскололся. Тогда Кодран понял, что попечитель (ármaðr) побеждён. Затем Кодран и все его домочадцы крестились, кроме Орма, его сына, который не захотел принимать веру. Он отправился на юг в Городищенский Фьорд и купил землю на Дягилевой Косе.

(перевод Тимофея Ермолаева)

Кто такой был этот попечитель, подробнее нам раскрывают в «Прядь о Торвальде Путешественнике».
Торвальд принял крещение и отправился на родину вместе с епископом, чтобы проповедовать новую веру и обратить в неё всех своих знакомых и родных. Отец Торвальда Кодран, пришедший на службу скорее из интереса был в итоге очень заинтересован:

«Ну, вот, теперь я увидел и понял, как серьезно вы служите своему Богу. Наши обычаи, как я вижу, сильно различаются, так как мне кажется, что ваш Бог радуется тому свету, которого наши боги страшатся, но если я понял это все правильно, то человек, которого вы зовете епископом — твой вещун, потому что я знаю: ты научился от него всему, что проповедуешь нам от имени своего Бога. У меня есть вещун, который приносит мне большую пользу: он предупреждает меня о многих бедах. Он охраняет мой скот и напоминает мне, что я должен делать, а чего должен остерегаться, и поэтому я ему очень доверяю и уже давно его почитаю. Ты ему очень не нравишься, а также твой вещун и ваши обычаи, и он отговаривает меня оказывать вам честь, а больше всего — от того, чтобы принять вашу веру.
Торвальд спросил:
— А где живет твой вещун?
Кодран ответил:
— Он живет здесь, недалеко от моего двора в большом красивом камне.
Торвальд спросил, давно ли он там живет, и Кодран сказал, что он живет там, должно быть, испокон веков».

Здесь слово ármann уже не используется, но используется слово spámann которое переводится как «пророк», состоит оно из двух частей – 1) spá правильное [сбывающееся] предсказание 2) mann муж, и буквально «предсказывающий муж».
 Остановимся на ранее упомянутом имени ármann. Существует исландское мужское имя Ármann. Буквально оно переводится как Стюард (Steward) - "управитель, хранитель двора". Также форму Ármann приобрело в Исландии континентальное германское имя Hermann.
В контексте древней веры это слово относились к одному роду мифических существ, которых чаще именовали landvættir или возможно эльфами. Сейчас разница между подобными понятиями стала более расплывчатой и порой уже не понятно, кто на самом деле скрывается под именем скрытого народа.
Эти духи могли как предсказывать будущее, так и заботиться о богатстве и плодородии скота дружелюбных к ним людей.
Мир эльфов близок миру богов - Ванов.

Некогда Альвхейм
был Фрейром получен
от богов на зубок.

Речи Гримнира

Значение имени Фрейр (господин) имеет сходство с  именем Арманн (управитель). Также есть слово árguð, которое переводится как «бог изобилия» и является одним из имён Фрейра. Также стоит вспомнить шведского короля Эрика Орсэлля (Erik Årsäll), ársæli является прозвищем, которое дословно переводится как «Урожай», здесь мы видим связь приставки ár с плодородием.
О взаимодействиях и помощи со стороны управителей, живущих в камнях и скалах, нам могут поведать такие источники как «Книга о занятии земли»:

«Бьёрну приснилось ночью, что к нему пришёл житель скал, и предложил ему свою дружбу, и он будто бы ответил согласием. После этого к его козам пришёл козёл, и его стадо стало так быстро разрастаться, что вскоре он очень разбогател. С тех пор его прозвали Козлиным Бьёрном. Люди, обладающие вторым зрением, видели, что все духи земли сопровождали Козлиного Бьёрна на тинг, а Торстейна и Торда — на охоту или рыбалку».

Множество имен живущих в камнях людей относились к одному роду духов земли или альвов, которых почитали в древние времена под разными именами.
Имеют ли эти арманны что-то общее с арманами Гвидо фон Листа? Скорее нет, чем да. Здесь мы наблюдаем почитание, связанное с культом ванов и альвов. Анализируя другие источники, можно придти к выводу, что не смотря на распространенность почитания жителей скал, не существовало жречества, но в семьях были податели даров, заботившиеся о благополучии своих соседей. Причем очевидно жертвователь не всегда мог обладать вторым зрением, чтобы видеть тех, кто скрыт от глаз большинства.
В Исландии существуют предания о том, что с крещением Исландии крещение приняли и эльфы, но та же «Прядь о Торвальде Путешественнике» сообщает нам, что житель камня не был крещен, но ушел в изгнание в пустынные места. Да и до наших дней дошли предания, что в некоторых скалах до сих пор живут эльфы-язычники. Остаётся ли эта традиция актуальной сейчас? Без сомнения да, и речь идет не только об Исландии, но и континенте, где подобные традиции насчитывают тысячи лет. Даже не обладая двойным зрением можно на родной земле (во всяком случае в северных широтах) найти такой особый камень.

30.11.2018
Текст и рисунок Paul Ingvarsson

Ведьмовство на службе современного мира


Может ли человек, изучающий древнюю традицию не только с точки зрения теории и этнографии, смотреть мистические фильмы связанные с древними верованиями и традициями? С одной стороны это небольшой глоток свежего воздуха в расколдованном мире, но с другой стороны в большинстве это коммерческий продукт – порождение поп-культуры.
В этот раз я решил ознакомиться с новым мистическим сериалом «Леденящие душу приключения Сабрины», снятым по мотивам старого комикса, экранизация которого «Сабрина маленькая ведьма» знакома многим. После первой серии мне захотелось в рамках исследования досмотреть весь сериал и написать очерк о вырождении представления о ведьмовстве под влиянием современной либеральной культуры, но мне хватило и двух серий чтобы сделать исчерпывающие выводы. Обратить внимание на него мне хочется по той причине, что на западе этот продукт понравился не только обычным зрителям, но и тем кто называет себя ведьмами(хотя некоторые колдуньи и негодовали из-за того что ведьм в сериале изобразили не язычницами, а сатанистками).
Неадекватное искажение ведьмовства в киноиндустрии не новость, а скорее норма, в данном случае всё увиденное было не просто  выдумкой сценаристов, но и резюмировало положение с современным ведьмовством, чьих адептов можно видеть во множестве в соц-сетях. И здесь хотелось бы разобраться, почему же современное ведьмовство не является протестом против современного мира но наоборот играет по его правилам.
Одна из бросившихся в глаза художественных деталей – вызов фамильяра. Главная героиня должна выбрать духа фамильяра и хотя по сюжету она призывает его сама, большинство заказывает его по каталогу, как продукты из супермаркета. Сабрина в итоге призывает фамильяра сама, но затем употребляет в разговоре такую формулу, что их с фамильяром связывают партнерские обязанности. И в том и в ином случае теряется изначальная связь фамильяра с ведьмой, ведь само слово этимологически происходит от «familiar» корень которого означает «фамилия», то есть фамильяр - это тот, кто после своего призвания будет передаваться по наследству, или по другой трактовке становится «другом фамилии» но не деловым партнером. То есть вместо родственных отношений мы видим отношения деловые, что неудивительно для века когда ведьмам не нужно самим собирать травы а достаточно заказать всё нужное по интернету, а тайны древности передаются не от родителей а по Wi-Fi.
Также стоит обратить внимание на поведение главной героини. В рамках современного язычества мы можем наблюдать два течения 1)этноцентризм  2)универсализм. Второй вариант мы наблюдаем чаще, разница тут очень важна. Позиция универсалистов сейчас пожалуй наиболее популярна и она утверждает что этнического компонента в религии нет, любой человек может выбрать по вкусу себе религию не взирая на происхождение и родословную. Одно из последствий такого подхода – отсутствие чувства долга перед традицией и предками, и также максимально либеральное поведение в рамках традиции, человек не чувствует свою преданность по отношению к ней, можно спокойно менять не только правила но и по желанию переходить из веры в веру или смешивать их как принято в нью-эйдже.
Здесь интересно поведение главной героини: по сюжету она должна вписать своё имя в книгу дьявола, как это делали все ведьмы до этого. Но сама она отказывается, и здесь мы видим не только действие  согласно лозунгу «моё тело – моё дело», но скорее мы видим именно универсалистский подход «я хочу результат, но не хочу быть преданной своей традиции». Это один из ярчайших примеров такого поведения которое встречается сплошь и рядом.
 Феминизм способен сильно влиять на современные религиозные течения: особенно сильно он повлиял на викку, пожалуй, одно из самых молодых течений. Основатель викки Джеральд Гарднер имел консервативные взгляды на отношения мужчины и женщины и настаивал на разделении ковена на пары из мужчины и женщины. Также ему приписывают слова «Нет гомосексуальных ведьм, и невозможно быть и гомосексуалистом и ведьмой», причина нетерпимости кроется в том, что он считал это нарушением естественного закона, а с учетом того что в викке на первый план выходит богиня-мать, то это замечание вполне логично. Но спустя пару десятков лет виккане стали пересматривать правила и законы в своей молодой религии и отбросили много из того что появилось до сексуальной революции. Здесь нет ничего удивительного  ведь религия эта была совсем молодая без глубоких корней. Парадоксальнее когда современный  мир влияет на традицию действительно древнюю. Так на западе появляется ряд организаций лгбт асатру, утверждающих что викинги не были противниками подобных связей, хотя на деле это переписывание истории и  ряд древних источников сообщают что для мужчины обвинения в женоподобности было одни из самых позорных.
Здесь мы видим что не традиция выковывает человека, а человек перековывает традицию ради собственного комфорта.
В сериале отразилось настроение современных «ведьм», которое  заключается в максимальном вовлечении в политику. Большая часть сюжета посвящена борьбе с неравенством любого вида, и организации социального движения.
С недавних пор в США мы действительно видим такую картину, когда после победы на выборах Дональда Трампа  десятки женщин, причисляющих себя к ведьмам вышли на улицы с феминистскими лозунгами, и ещё сотни проводили обряды по проклятию президента, который все ещё здравствует (интересно, насколько это вписывается в рамки викканской морали).
Насколько такое поведение свойственно ведьмам? Мне сразу вспоминается рассказ Евгения Головина о его обучении у ведьм в середине прошлого века:

...Иногда бывает непонятно как и почему они всё это знают, они не знают только одного - они никогда не знали совдепа,  а вот про Сталина они слышали, но только из пересудов на деревне. Про войну они ничего не знали, я уже говорил, что это был 53-54й год и они вообще не слышали ничего про войну. Ленина просто не знали, а какая власть они не знают они и в России ничего не знали, у них совершенно другая жизнь.

Из бесед (2004)

 Дело не в том, что ведьмам приходилось жить в изгнании и не иметь возможности участвовать в социальной жизни общества. Со времен языческой древности ведьмы сами выбирали уединение и минимальное вмешательство в жизнь общества. 
Пожалуй, сейчас настало то время когда ведьмам нравится как их изображают в популярной культуре. Но дело даже не в том, что кинематограф стал адекватнее обращаться к мистицизму, магии и этнографии, а в том, что изменилось само ведьмовство, подстроившись под рамки поп-культуры, и теперь оно также стоит на службе современного мира.

27.11.2018
Paul Ingvarsson