пятница, 30 ноября 2018 г.

Арманны и Армадры


В германской традиции сохранилось упоминание Арманнов, и сейчас мы говорим не о известном в узких кругах движении "арманизм", а о действительно древней традиции.
Хотя можно упомянуть пару слов и о текстах основателя арманизма Гвидо фон Листа. Автор находился под влиянием теософии и адаптировал её для германцев, но сделал он это для того времени необычно, в то время как теософское учение распространялось по миру и люди в разных частях света играли в индийских ведических жрецов, читая ошибочно переведённые труды восточных философов,  Гвидо фон Лист действительно адаптировал это под нужды германцев. Суть его учения была в том, что древние германцы разделялись на вотанистов – приверженцев экзотерического культа Вотана, и арманистов – посвященных в эзотерическую сторону древней религии. Термин «арманизм» происходил от искажения названия древнего племени «гермионы».
А теперь давайте обратимся к дошедшему до нас имени Ármaðr. Это слово дошло до нас из «Саги о христианстве».
В «саге о христианстве» во второй главе это слово встречается всего три раза:

Первую зиму епископ и Торвальд жили на Ущельной Реке у Кодрана, с ними было тринадцать человек. Торвальд попросил своего отца креститься, но тот не спешил с этим.
На Ущельной Реке стоял камень, который почитали в этой семье, они говорили, что в нём живёт их попечитель(ármann). Кодран заявил, что не будет креститься, пока не узнает, кто могущественнее, епископ или попечитель (ármaðr) из камня.
После этого епископ отправился к камню и пел над ним, пока камень не раскололся. Тогда Кодран понял, что попечитель (ármaðr) побеждён. Затем Кодран и все его домочадцы крестились, кроме Орма, его сына, который не захотел принимать веру. Он отправился на юг в Городищенский Фьорд и купил землю на Дягилевой Косе.

(перевод Тимофея Ермолаева)

Кто такой был этот попечитель, подробнее нам раскрывают в «Прядь о Торвальде Путешественнике».
Торвальд принял крещение и отправился на родину вместе с епископом, чтобы проповедовать новую веру и обратить в неё всех своих знакомых и родных. Отец Торвальда Кодран, пришедший на службу скорее из интереса был в итоге очень заинтересован:

«Ну, вот, теперь я увидел и понял, как серьезно вы служите своему Богу. Наши обычаи, как я вижу, сильно различаются, так как мне кажется, что ваш Бог радуется тому свету, которого наши боги страшатся, но если я понял это все правильно, то человек, которого вы зовете епископом — твой вещун, потому что я знаю: ты научился от него всему, что проповедуешь нам от имени своего Бога. У меня есть вещун, который приносит мне большую пользу: он предупреждает меня о многих бедах. Он охраняет мой скот и напоминает мне, что я должен делать, а чего должен остерегаться, и поэтому я ему очень доверяю и уже давно его почитаю. Ты ему очень не нравишься, а также твой вещун и ваши обычаи, и он отговаривает меня оказывать вам честь, а больше всего — от того, чтобы принять вашу веру.
Торвальд спросил:
— А где живет твой вещун?
Кодран ответил:
— Он живет здесь, недалеко от моего двора в большом красивом камне.
Торвальд спросил, давно ли он там живет, и Кодран сказал, что он живет там, должно быть, испокон веков».

Здесь слово ármann уже не используется, но используется слово spámann которое переводится как «пророк», состоит оно из двух частей – 1) spá правильное [сбывающееся] предсказание 2) mann муж, и буквально «предсказывающий муж».
 Остановимся на ранее упомянутом имени ármann. Существует исландское мужское имя Ármann. Буквально оно переводится как Стюард (Steward) - "управитель, хранитель двора". Также форму Ármann приобрело в Исландии континентальное германское имя Hermann.
В контексте древней веры это слово относились к одному роду мифических существ, которых чаще именовали landvættir или возможно эльфами. Сейчас разница между подобными понятиями стала более расплывчатой и порой уже не понятно, кто на самом деле скрывается под именем скрытого народа.
Эти духи могли как предсказывать будущее, так и заботиться о богатстве и плодородии скота дружелюбных к ним людей.
Мир эльфов близок миру богов - Ванов.

Некогда Альвхейм
был Фрейром получен
от богов на зубок.

Речи Гримнира

Значение имени Фрейр (господин) имеет сходство с  именем Арманн (управитель). Также есть слово árguð, которое переводится как «бог изобилия» и является одним из имён Фрейра. Также стоит вспомнить шведского короля Эрика Орсэлля (Erik Årsäll), ársæli является прозвищем, которое дословно переводится как «Урожай», здесь мы видим связь приставки ár с плодородием.
О взаимодействиях и помощи со стороны управителей, живущих в камнях и скалах, нам могут поведать такие источники как «Книга о занятии земли»:

«Бьёрну приснилось ночью, что к нему пришёл житель скал, и предложил ему свою дружбу, и он будто бы ответил согласием. После этого к его козам пришёл козёл, и его стадо стало так быстро разрастаться, что вскоре он очень разбогател. С тех пор его прозвали Козлиным Бьёрном. Люди, обладающие вторым зрением, видели, что все духи земли сопровождали Козлиного Бьёрна на тинг, а Торстейна и Торда — на охоту или рыбалку».

Множество имен живущих в камнях людей относились к одному роду духов земли или альвов, которых почитали в древние времена под разными именами.
Имеют ли эти арманны что-то общее с арманами Гвидо фон Листа? Скорее нет, чем да. Здесь мы наблюдаем почитание, связанное с культом ванов и альвов. Анализируя другие источники, можно придти к выводу, что не смотря на распространенность почитания жителей скал, не существовало жречества, но в семьях были податели даров, заботившиеся о благополучии своих соседей. Причем очевидно жертвователь не всегда мог обладать вторым зрением, чтобы видеть тех, кто скрыт от глаз большинства.
В Исландии существуют предания о том, что с крещением Исландии крещение приняли и эльфы, но та же «Прядь о Торвальде Путешественнике» сообщает нам, что житель камня не был крещен, но ушел в изгнание в пустынные места. Да и до наших дней дошли предания, что в некоторых скалах до сих пор живут эльфы-язычники. Остаётся ли эта традиция актуальной сейчас? Без сомнения да, и речь идет не только об Исландии, но и континенте, где подобные традиции насчитывают тысячи лет. Даже не обладая двойным зрением можно на родной земле (во всяком случае в северных широтах) найти такой особый камень.

30.11.2018
Текст и рисунок Paul Ingvarsson

Комментариев нет:

Отправить комментарий