Технологический колледж, Болтон-стрит, Дублин 1, Ирландия
В Ньюгрейндже утром в день зимнего солнцестояния лучи солнца проходят через специально продуманную щель в крыше; через 19 метровый проход, чтобы осветить центральную погребальную камеру. Эта могила была построена за 1000 лет до начала третьей фазы строительства Стоунхенджа, представителями иной культуры. Этот памятник подтверждает, что в доисторических обществах изучали Солнечные циклы и использовали их для ориентации своих памятников.
Ньюгрейндж - это могильник на неолитическом кладбище в графстве Мит, Ирландия, находящийся на расстоянии около 30 миль от Дублина. Два больших образца древесного угля, которые были собраны из уплотнения между кровельными плитами, при радиоуглеродном анализе дали даты 2475 ± 45 до н.э. и 2465 ± 40 до н.э. В зависимости от того, какая калибровочная кривая используется при коррекции, это дает в итоге возраст 3100 ± 100 лет до н.э. для строительства гробницы. Она представляет собой огромное пирамидальное сооружение искусственного происхождения, построенное из камней, диаметр ее составляет около 80 м.
Коридор длиной 19 метров проходит сквозь насыпь, чтобы обеспечить доступ к центральной камере шириной около 3 м и высотой 6 м. От центральной камеры идут ещё три ответвления, так что на плане помещение имеет крестообразный вид (рис. I). В каждом из этих ответвлений находится большой каменный бассейн, который использовался для хранения сгоревших останков захороненных людей.
Резьба
Впервые гробницу открыли в 1699 году, и нам неизвестно точное количество изначальных захоронений, которые с тех пор могли быть утеряны. В 1967 году во время раскопок гробницы в полу каменной погребальной камеры были обнаружены фрагменты костей пяти человек. Тела были захоронены вместе с некоторым количеством личного имущества характерным для этого типа гробницы в Ирландии, включая каменные, костяные и мраморные подвески и бусины.
Основание насыпи - сплошной бордюр из монолитных плит. Стены имевшие протяженность 30м с каждой стороны от входа были созданы методом сухой кладки, для постройки использовался кварц. Солнце красиво переливающееся на блестящем белом кварце представляло захватывающее зрелище для жителей ближайших окрестностей. Большая часть этой стены рухнула относительно скоро после завершения строительства памятника, и за тысячи лет упавшие камни были полностью похоронены землёй, и оставались скрытыми до тех пор, пока в начале этого века не были обнаружены. Вокруг гробницы есть 12 больших стоячих камней, которые могли составлять круг, но их истинное отношение к насыпи неизвестно наверняка. Ведь они могут быть старше, чем захоронение.
Одна из самых выдающихся особенностей Ньюгрейнджа - резьба на камнях. Входной камень, расположенный перед проходом, считается одним из самых впечатляющих примеров мегалитического искусства в Европе (рис.2). Художник, который выполнил эту работу нанёс резьбу с учётом природной формы камня повысив этим эстетическую ценность резьбы. Другой небольшой, но замечательный пример – трехлучевая спиралевидная фигура на задней стене (рис.3). В коридоре а также на бордюрах и в камере есть много других резных украшений, фактически делая Ньюгрейндж галереей искусств.
Рис.2
Основание насыпи - сплошной бордюр из монолитных плит. Стены имевшие протяженность 30м с каждой стороны от входа были созданы методом сухой кладки, для постройки использовался кварц. Солнце красиво переливающееся на блестящем белом кварце представляло захватывающее зрелище для жителей ближайших окрестностей. Большая часть этой стены рухнула относительно скоро после завершения строительства памятника, и за тысячи лет упавшие камни были полностью похоронены землёй, и оставались скрытыми до тех пор, пока в начале этого века не были обнаружены. Вокруг гробницы есть 12 больших стоячих камней, которые могли составлять круг, но их истинное отношение к насыпи неизвестно наверняка. Ведь они могут быть старше, чем захоронение.
Одна из самых выдающихся особенностей Ньюгрейнджа - резьба на камнях. Входной камень, расположенный перед проходом, считается одним из самых впечатляющих примеров мегалитического искусства в Европе (рис.2). Художник, который выполнил эту работу нанёс резьбу с учётом природной формы камня повысив этим эстетическую ценность резьбы. Другой небольшой, но замечательный пример – трехлучевая спиралевидная фигура на задней стене (рис.3). В коридоре а также на бордюрах и в камере есть много других резных украшений, фактически делая Ньюгрейндж галереей искусств.
Астрономическое вычисления
Возможно, самой интересной особенностью Ньюгрейнджа является «слуховое окно». Выше уровня ортостата была построена двойная стена для поддержки слухового окна на более высоком уровне, чем проход, оставляя зазор шириной около 20-25 см высотой и шириной 1 м (рис. 1 и 2). Зазор защищен от погодных условий каменным козырьком. Также на плитах для защиты от воздействия воды имеются водоотводные желоба. На козырёк над слуховым окном нанесён примечательный рельефный ромбовидный орнамент (рис.2).
Во время зимнего солнцестояния в 1969 году профессор М. О'Келли заметил, что через 4 минуты после восхода солнца солнечные лучи проходят через слуховое окно, вдоль прохода и точно до задней стены погребальной камеры, которая полностью освещалась рассветными лучами (рис.4). Зрелище продолжалось 17 минут, пока солнце не поднялось выше. Позже миссис О'Келли вспомнила, что по обыкновению в определенное время года солнце освещало спиральную фигуру в конце камеры¹.
В 1972 году профессор О'Келли попросил меня сделать точный анализ слухового окна, чтобы узнать, происходило ли это оптическое явление, когда погребальная камера была только построена. Проход выполнен под наклоном и держится на двух стенках (рис. I), чтобы луч света перемещался непосредственно от входа к задней стенке погребальной камеры значение азимута должно было быть в диапазоне 133° 42' - 138° 24’. Высота над горизонтом 0° 51' - это минимальная высота, при которой прямые солнечные лучи могут попасть в щель. Уровень пола в камере примерно на 15 см ниже слухового окна, расширяясь луч света будет проходить через тоннель и попадать на заднюю стенку при минимальной высоте солнца. Световые лучи не войдут в камеру, когда высота превысит около 1°40'. Этот диапазон азимутов и высот, надежный примерно до 15 'и 5', означает, что лучи Солнца будут сиять прямо в камере, если склонение лежит между -22° 58' и - 25° 53'. Это доказывает, что Солнце светило в коридоре с момента его строительства и, вероятно, продолжит это делать дальше, не смотря на постепенные изменений в наклоне эклиптики, а также означает, что зрелище происходит в течение нескольких дней до и после зимнего солнцестояния.
Рис.3
Во время зимнего солнцестояния в 1969 году профессор М. О'Келли заметил, что через 4 минуты после восхода солнца солнечные лучи проходят через слуховое окно, вдоль прохода и точно до задней стены погребальной камеры, которая полностью освещалась рассветными лучами (рис.4). Зрелище продолжалось 17 минут, пока солнце не поднялось выше. Позже миссис О'Келли вспомнила, что по обыкновению в определенное время года солнце освещало спиральную фигуру в конце камеры¹.
Рис.4
В 1972 году профессор О'Келли попросил меня сделать точный анализ слухового окна, чтобы узнать, происходило ли это оптическое явление, когда погребальная камера была только построена. Проход выполнен под наклоном и держится на двух стенках (рис. I), чтобы луч света перемещался непосредственно от входа к задней стенке погребальной камеры значение азимута должно было быть в диапазоне 133° 42' - 138° 24’. Высота над горизонтом 0° 51' - это минимальная высота, при которой прямые солнечные лучи могут попасть в щель. Уровень пола в камере примерно на 15 см ниже слухового окна, расширяясь луч света будет проходить через тоннель и попадать на заднюю стенку при минимальной высоте солнца. Световые лучи не войдут в камеру, когда высота превысит около 1°40'. Этот диапазон азимутов и высот, надежный примерно до 15 'и 5', означает, что лучи Солнца будут сиять прямо в камере, если склонение лежит между -22° 58' и - 25° 53'. Это доказывает, что Солнце светило в коридоре с момента его строительства и, вероятно, продолжит это делать дальше, не смотря на постепенные изменений в наклоне эклиптики, а также означает, что зрелище происходит в течение нескольких дней до и после зимнего солнцестояния.
К сожалению, капризы времени повлияли на проход, и некоторые камни теперь наклонены внутрь, таким образом, обрезая ширину луча света. Во время строительства луч был бы шириной около 40 см, а теперь он всего лишь 17 см. Двумя основными ортостатами, вызывающими препятствие, являются L18 и L20 (рис.1). Первые 10 ортостатов по обеим сторонам прохода были выпрямлены, но нет способа выпрямить остальную часть без демонтажа всей конструкции.
В Ирландии насчитывается около 200 коридорных гробниц, и множеством похожих гробниц в Шотландии и Бретани, но, насколько мне известно, ни у кого из них нет слухового окна, подобному тому, которое есть в Ньюгрейндже. Поскольку эта конструкция уникальна, и поскольку весь памятник настолько грандиозен, кажется вероятным, что его ориентация преднамеренная.
Памятник, наиболее известный своей астрономической ориентацией - Стоунхендж на равнине Солсбери. После возведения он был перестроен ещё несколько раз, а нынешние астрономически ориентированные элементы были установлены на третьей фазе, которая датируется примерно 1800-2000 годами до н.э. Это примерно через 1000 лет после строительства Ньюгрейнджа, и между этими двумя памятниками и между культурами, которые их построили, связь крайне мала. Определение как направления, так и высоты в Ньюгрейндже является, безусловно, самым убедительным доказательством того, что некоторые мегалитические структуры были преднамеренно ориентированы на астрономические явления. Это должно придать большее значение теории, согласно которой различные культуры на Британских островах исследовали основные солнечные циклы. Вполне возможно, что между разными культурами был культурный обмен, поэтому Стоунхендж в конечном итоге стал важным хранилищем астрономических знаний.
Я хотел бы поблагодарить профессора и миссис О'Келли за их помощь и советы.
Получено 4 февраля; отредактировано 28 марта 1974 г.
1. О'Келли, К., Иллюстрированный путеводитель по Ньюгрейнджу, второе издание, 94-95 (John English, Wexford, 1971).
перевод с английского Павла Козака.
Комментариев нет:
Отправить комментарий