Модификация человеческого тела тогда и сейчас. Нельзя точно сказать когда человек начал изменять своё тело, но находки говорят что этому явлению множество тысяч лет. Традиция эта дожила и до наших дней. В данной статье мы рассмотрим лишь самые распространённые общие для разных традиций способы модификации в общих чертах, и не будем останавливаться на редких явлениях таких как изменение формы черепа или удлинение шеи, всё это безусловно интересно но увы потребует слишком много времени для разбора каждого явления, и кроме того нас больше интересуют те виды модификации что сохранились до наших дней, и даже обрели популярность у современного человека именно недавно (т.е. тату, пирсинг и шрамирование).
Часто модификации тела объясняются различиями в стандартах красоты и только, так часто приводят пример африканских женщин с тарелками в губах объясняя это явление "они считают красивым", современные этнографы утверждают что корни растягивания тоннелей и шрамирования у народа мурси уходят в недалёкие времена(несколько веков назад) когда членовредительство стало защитой от угона девушек в рабство, и здесь противоречие – подобные украшения известны с древних времён и маловероятно что такой длительный процесс изменения губы происходил лишь для того, чтобы стать непривлекательнее. Если же этнографам что-то не известно о значении тех или иных традиций, то возможно их просто не хотят в это посвящать(хотя порой народ сам забывает смысл традиционных действий). В традиционной культуре любая подобная модификация имела своё значение, даже тоннели в ушах Будды которые описывают как символ знатного происхождения имели своё значение, в некоторых индийских учениях мы можем найти традицию модификации ушей но дошедшую до наших дней в своём духовном значении она не сведена учеными до банального признака знатности. Для примера можем привести один из атрибутов йогинов-натхов серьги «кундалы» которые устанавливает гуру своему ученику при переходе в жизненный этап санньяса, особенность этих кундал заключается в том, что украшение вставляется не в мочку уха а в прорезанное отверстие в середине ушной раковины, эти серьги натхи носят всю жизнь не снимая, две серьги расположены в энергетических точках Солнца и Луны и связаны с символикой Шивы и Шакти. Итак, различные модификации тела могли играть разные роли в традиционном обществе: религиозную, социальную (но нужно понимать что социальный строй был не отделим от традиции духовной), инициатическую, магическую, и лечебную (порой этот аспект пересекается с магическим).
Шива в своём разрушительном аспекте Бхайравы,
кундалы в мочках изображены в виде змей
(санскр. कुण्डलिनी, kuṇḍalinī «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи»)
Шива в своём разрушительном аспекте Бхайравы,
здесь кундалы имеют стандартный вид плагов в мочках ушей
Традиционные кундалы-серьги в ушной раковине
йогина-натха
До наших дней дошло небольшое количество мумий древних людей с татуировками, например, мы можем увидеть на мумии алтайской принцессы красивые крупные изображения животных, некоторые современные люди и сейчас наносят себе копии этих татуировок признавая их художественность, хотя очевидно красота была не первым требованием татуировки ведь изображённые животные играли важную роль в традиции народа. Но также мы можем вспомнить тату на теле Эци, их современный человек скорее назвал бы «партаками», о татуировках Эци мы скажем ещё чуть позже.
Мумия мужчины с татуировкой
из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2
Некоторые татуировки Эци (Ötzi)
на данный момент ученым удалось насчитать 61 татуировку
Именно на давнюю традицию изменения тела ссылаются сейчас люди продвигающие культуру «body modification».Но здесь мы возразим – сейчас мы видим откровенную глобальную подмену понятий когда эволюцией называют деградацию.
И начнем с рассмотрения вопроса о татуировках. Упадок культуры татуировки среди индоевропейцев начался из-за влияния авраамических верований. Так христианских странах было наложено табу на тату (исключение составляют христианизировавшиеся потомки коренных египтян-копты), а в Индии культура эта пришла в упадок после исламского завоевания, но ведическая культура Индии сильно повлияла на тайскую магическую татуировку Сак Янт. Хотя говорить о гибели татуировки в Европе нельзя, древние языческие традиции часто проявлялись и в христианском мире порой ища лазейки, а порой откровенно игнорируя правила – один из ярких примеров татуировки христиан-пилигримов в средние века. Традиционная татуировка – обилие древних солярных символов и крестов дошла до наших дней у хорватских женщин.
До наших дней древняя традиция женской магической обережной татуировки сохранилась также в северной Африке(Алжир), у берберов женщины не отказались от татуировок не смотря на принятие ислама много веков назад, самоназвание амазиг переводится как «свободные люди», и эти люди и правда всегда отличались своей независимостью, хотя теперь вместо языческих молитв во время нанесения тату стали читать строки из Корана. Но сейчас татуировки наносятся реже, во первых из-за политических и религиозных изменений в политике Алжира, во вторых теперь современные девушки добровольно желают оставить древние традиции в прошлом.
Прорисовка татуировок средневекового пилигрима
Мароканская девушка с татуировкой на лице
Сербская женщина с традиционными татуировками на руках и груди
Редкая фотография 1903-го года, которая опровергает утверждение
что хорватские мужчины не делали татуировки.
Просто татуировки у мужчин встречаются на порядок реже
Мы можем смело сказать об общей черте для всех этих тату-традиций – тату не являлось в первую очередь декоративным украшением и несло в себе определённый смысл, им могла быть память о паломничестве (ярчайшее религиозное действие), иметь социальный, религиозный или магический смысл. Конечно, красота никуда не исчезала в ущерб смыслу, любая традиционная модификация была красивой по той причине, что была гармоничным дополнением человека. Сейчас европейцы часто копируют тайские татуировки, игнорируя очень важные факты – тайские татуировки могут быть и невидимыми, т.е. наносятся маслом (рисунок виден лишь недолгое время после нанесения пока не зажили места проколов), обязательной частью является заговор татуировки, кроме того обладатели некоторых особенно сильных татуировок должны посещать периодические священные тайские праздники для подзарядки татуировки и соблюдать ряд предписаний в повседневной жизни. Конечно
туриста местные татуировщики могут убедить что татуировка нанесённая у них в
салоне машинкой будет волшебной (правда в такой салонной татуировке могут быть
ошибки). Настоящий священный янт может нанести только мастер магической
татуировки обучавшийся много лет и только специальным ручным инструментом,
кроме умения наносить татуировку этот мастер должен знать наизусть мантры и
заклинания для заговора татуировки. В салоне за деньги человеку могут нанести
любой рисунок сразу (даже священное изображение которое клиент может не
заслуживает), но настоящий мастер может лучше самого клиента знать какая
татуировка тому нужна, и если турист обратится мастеру шаманской татуировки то пусть не
удивляется что его очередь может сдвинуться на полдня если к мастеру придут
монахи, обслуживать вперёд монахов не будут даже по двойному тарифу.
Участники праздника Вай Кру
Массовое возрождение тату-культуры для европейцев (и потомков европейцев – жителей США) началось в XIX веке и набрало обороты в начале-середине XX века. На расцвет татуировки повлияла культура морская. Одной из самых ярких фигур в современной тату культуре стал Моряк Джерри, став основателем стиля «олдскул тату», этот стиль отличался простыми контурами и яркими цветами. Нужно отметить, что сюжеты олдскул тату пришли из культуры моряков. Моряки – это особый род деятельности, и особая каста, пожалуй, ни в одной профессии так долго не сохранялось столько профессиональных традиций, ритуалов, и примет. Все сюжеты олдскульных тату: якоря, ласточки, звезды, кинжалы, корабли были наделены для моряков важным смыслом, часто татуировки могли нести обережный характер или отражать биографию носителя.
Если говорить о духовности и татуировке то в отличии от авраамических религий в современном язычестве не существует таких табу и споров. Хотя многие приверженцы северной традиции относятся к татуировкам негативно обосновывая это тем, что европейцам-язычникам это было чуждо. Но это утверждение ошибочно, так среди племени русов были зафиксированы татуировки, покрывавшие руку от кисти до плеча, характерные для скифо-сарматского мира. "От края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного." — цитата из "Записки о путешествии на Волгу" арабского путешественника Ибн-Фадлана, X век.
Пикты считаются или представителями иберийской расы, или ранним ответвлением из кельтской ветви. Несколько тысяч лет назад они приплыли на остров Великобритания и прославились не только своей воинственностью, но и любовью к татуировкам. Геродиан пишет «Они пренебрегают одеждой всех видов… Татуировки указывают не только на любовь к животным, но и данные любого сорта. Чтобы татуировки были видны, пикты часто не носят одежду».
Возможный внешний вид воинов-пиктов
Также мы знаем что предок южных европейцев – человек названный учеными Эци (Ötzi) имел на теле около 60-ти татуировок. Одна из гипотез о татуировках Эци рассматривает возможность, что ряд его татуировок нёс лечебную функцию. Татуировщик из Дании Colin Dale и David Schütze решили проверить эту теорию на практике. David Schütze жаловался на боль в спине и боль в суставах, астму и чрезмерный храп. Физиотерапевт и акупунктурист показал ему расположение акупунктурных точек, на которые позже вручную без тату-машинки были нанесены татуировки в лучших традициях Эци. Спустя несколько месяцев ревматизм почти исчез, а астма хоть и осталась, но стала беспокоить гораздо меньше. Так было выдвинуто предположение, что такие татуировки могут заменять 10-15 сеансов иглоукалывания. Конечно, одного примера ещё мало чтобы доказать эффективность лечебной татуировки. [1]
David Schütze
David Schütze демонстрирует лечебные татуировки
Татуировщик Colin Dale
И вот мы подошли к основной мысли. Здесь мы хотим показать отличие традиционного изменения тела и культуры «бод-мод».
В противоположность современному термину «Body Modification» мы предлагаем ввести новый термин «Anthropometamorphosis» (Антропометаморфоза), конечно этот термин не новый, ввёл его англичанин Джон Бульвер (John Bulwer) в своей книге «Anthropometamorphosis: Man Transform’d, or the Artificial Changeling. 1650». Автор этой книги мало известен в России, хотя он был одним из первых кто занялся вопросом языка жестов для глухонемых и первым кто начал писать книги об образовании на языке глухих. Эту же книгу он посвятил различным культурным вопросам изменения тела, в книге рассмотрены татуировки, шрамирование, изменение формы костей а также поздние европейские аристократические прически, изменения формы бровей и т.д. В книге рассмотрено множество традиционных модификаций так называемых «примитивных племён», к современным веяниям среди знатных дам автор относится негативно, по той причине что видит корни этих явлений в культуре варварских народов.
Примеры страниц из книги 1650-го года
Выше мы уже рассмотрели особенность традиционной модификации чьей отличительной особенностью является наличие и первенство какого либо важного смысла. И если «Body Modification» переводится как «модификация тела» то «Антропометаморфоза» можно перевести как «изменение (преображение) человека», именно преображение человека – это то о чём говорят инициатические татуировки или шрамы, или нанесение на тела рисунка после изменения социального статуса, например после замужества. Разве можем мы описать всю многогранность традиционного преображения тела термином «модификация тела»? нет, этот термин не отражает всей глубины.
Один из наглядных примеров - это свадьба, сейчас скромная свадьба это бледная дань традиции скромное обрамление для момента постановки штампа в паспорте, а свадьба пышная делается для ярких воспоминаний. Но традиционная свадьба будь она скромной или пышной обязательно являлась ритуалом перерождения молодоженов, особенно эта ритуальность заметна в отношении невесты, молодая девушка умирала переставала быть родной дочерью для родителей но рождалась женой(хотя у некоторых народов отчий дом покидала не девушка а юноша). Подобное событие могло сопровождаться разными модификациями, от безболезненных, вроде ношения определённых украшений или изменения прически до сложного и болезненного нанесения тату и шрамов. Слова «Body Modification» здесь явно не приемлемы, так как не могут отразить всей сути явления.
Именно в смысловой нагрузке произошел разрыв между Body Modification и Антропометаморфозами. Так в 40-е годы на западе начала набирать популярность татуировка в стиле олдскул которая, выйдя из среды моряков обладала довольно сильной смысловой нагрузкой, но быстро потеряла её уйдя из родной среды. В 90-е года в России после падения "железного занавеса" резко поднялся интерес к татуировке, которая перестала восприниматься как атрибут тюремный. В целом в 90-е и 00-е года в России можем отметить в профессиональной тату-среде повышенный интерес к смысловой нагрузке татуировки. В последние же годы всё изменилось в худшую сторону. Сейчас мы видим тенденцию – человек желающий рассмотреть в татуировке какой-либо смысл сразу клеймится «быдлом». Да, по мнению современного тату сообщества татуировка – это исключительно художественное явление, и смысловое наполнение тут даже неуместно. Более того в мире профессиональной татуировки всё чаще отмечается влияние модных тенденций. Почему модные тенденции и искусство не совместимо приведу пример, который я думаю особенно хорошо поймут люди лет приблизительно 30-ти – итак в нулевых годах молодёжь перестала слушать проверенную годами Nirvana, и началось увлечение модной музыкой и позже можно было часто увидеть человека в футболке «i love tecktonik», на следующий год этот же человек носил «i love dnb» и потом «i love r’n’b». Именно это сейчас и происходит в тату среде, как тогда модные футболки через год пускали на тряпки, так сейчас татуировка, которую человек наносит лишь из-за модных тенденций через год может сводится лазером. Как думаете, заращивали ли древние жрецы в тоннели в ушах спустя пару лет, и надоедали-ли охотнику его обережные татуировки? Маловероятно.
Из современных примеров интересным является пример обладателя множества ярких тату вокалиста рок группы AFI Дэйви Хэвока, который внезапно резко перестал демонстрировать татуировки в 2010-х годах и наконец, в 2016 перекрыл почти все татуировки черным орнаментом, на вопрос о причинах ответил примерно: Если раньше это был знак протеста, наличие татуировки означало «Не подходи ко мне, не разговаривай со мной», то теперь (в последние 10-12 лет) это значит «Подойди, потрогай эту часть моего тела». Хотя в 90-е за прикосновение к чужой татуировке можно было получить по лицу.
Конечно татуировки рок-музыканта не являются татуировками традиционными, но смысловую и отчасти кастовую нагрузку пусть и минимальную они несут.
Также можно сослаться на заметку талантливого татуировщика под псевдонимом Заяц. В этой заметке он отмечает этот стремительный упадок внутри тату-культуры, где место татуировщика-художника занял дизайнер, а татуировка превращается в бизнес, где мастера пытаются перещеголять друг друга ценой своей тату машинки.[2]
Наверно поэтому в последнее время среди язычников в хорошем смысле слова стали популярны татуировки нанесённые методом handpoke т.е. без электрического инструмента где каждый прокол кожи совершается непосредственно рукой татуировщика. Этот способ хорош тем, что требует абсолютного участия татуировщика в процессе нанесения рисунка, а тот кому наносят татуировку ощущает каждый укол который постепенно создаёт рисунок. Некоторые мастера специализирующиеся на сакральной татуировке порой используют не просто паяные иглы, но делают тату-инструмент своими руками, вытачивая иглы из кости, используют острые шипы растений или даже острый кусочек кремния. Этот метод нанесения татуировки за тысячи лет ничуть не устарел, и в мире современной тату культуры является в своём роде восстанием против современного мира(конечно здесь мы говорим только о сакральной татуировке нанесённой методом handpoke, и не рассматриваем примитивные рисунки без смысла, пользующиеся спросом из-за модных веяний которые часто наносятся во время студенческих пирушек карандашом и иголкой).
Из мастеров работающих в подобной технике можно отметить упоминаемого ранее Colin Dale а также мастеров салона Kunsten på Kroppen а именно Kai Uwe Faust, Patricia Campos, Uffe Berenth, Violeta Bendis, из русских мастеров стоит отметить Варда Сванова.
Colin Dale работает не только тату-машинкой и ручным инструментом,
но и владеет редкой техникой "прошивания" которой пользовались
эскимосы северной Канады
Процесс нанесения традиционной татуировки
мастером Kai Uwe Faust
Если говорить о пирсинге, то в Европе он практически потерял свою сакральное значение и перешел в категорию украшения тела. Хотя в отдельных обществах особенное традиционное отношение к пирсингу осталось: так серьги в ушах моряков или казаков могут многое сказать о владельце в зависимости от положения или количества украшений. Традиционный пирсинг сохраняет свою позицию в Индии и некоторых странах Азии, там можно встретить не только знакомый нам прокол крыла носа у индийских девушек, но и растянутые мочки ушей и крыльев носа. Хотя если говорит о народе Апатани, то считается что девушки начали растягивать крылья носа в давние времена чтобы стать непривлекательными для соседей-захватчиков. Сейчас в Европе пирсинг очень популярен у прогрессивной молодёжи, но ни о какой традиционности как правило тут речь не идёт. Сейчас очень часто пирсинг - это символ протеста и атрибут либерально настроенных людей, которые выступают практически против всего традиционного и духовного. Лишь немногие молодые люди делают пирсинг вдохновляясь культурой древности.
Кратко стоит сказать о таком виде модификации как скарификация (шрамирование). Возможно, этот вид изменения тела появился даже раньше татуировки. Некоторые противники татуировки среди европейцев утверждают, что татуировка - явление чужое и свойственное лишь коренным жителям Африки, но это заблуждение. Татуировка была распространена у людей с относительно светлой кожей(египтяне, скифы, пикты), у представителей негроидной расы татуировки в привычном для нас смысле слова не популярны, на тёмной коже татуировка часто не видна (особенно с учётом того что под прямыми лучами солнца рисунок склонен к выгоранию) поэтому красящие вещества лишь дополняли рисунок-шрамирование втираясь в свежие порезы для подчеркивания объема будущего шрама. Конечно современную культуру шрамирования постигло то-же что стало с татуировкой, оно всё больше стало уходить в разряд художественного. Хотя потенциал как у традиционного вида изменения тела у шрамирования на порядок выше чем у татуировки и причина проста – татуировку можно перекрыть или свести лазером, удаление же шрамирования задача гораздо более сложная и если небольшой узор можно сгладить или удалить с помощью хирургической операции, то от шрамирования крупного избавиться практически невозможно, именно по этой причине шрамированию ещё долго не грозит переход в мейнстрим и поп-культуру что постигло татуировку.
При рассмотрении подобных явлений также можно сказать о боли и о её преодолении (речь идёт не о мазохизме как думают некоторые не знакомые с этим вопросом). Так у некоторых народов шрамы могли наноситься на тело уже в раннем возрасте как правило наносился особый узор говорящий о происхождении человека, позже с возрастом узор дополнялся, современному человеку не понять но для этих людей подобное изменение тела действительно является красивым. Шрамы могут нести роль религиозную, лицевые насечки делают по мере взросления - при рождении (во время обряда происходит "знакомство" с общинными духами которые в будущем должны обеспечить покровительство), инициации, и вхождении в круг воинов. Изменение тела при рождении явление не частое, а вот инициатическая и воинская скарификация известна практически на всех материках. Очень важным в этих обрядах могут быть испытания выносливости и способности выдержать боль, и если юношеская инициация не у всех народов проходила с испытаниями болью, то для воинской инициации этот аспект очень важен. Жажда инициации у человека цивилизованного остаётся в глубине души, для примера можно привести такое явления как мензурное фехтование, популярное с XVI века как правило в узких студенческих кругах Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Польше и балтийских регионах. Особенностями этого вида фехтования являются: ограниченное пространство исключающее манёвр и передвижение, использование остро наточенных сабель-шлегеров, костюм защищающий все тело шею и очки защищающие глаза(иногда с наносником), это фехтование не являлось видом дуэли но скорее испытанием мужественности. Поединок заканчивался с первой кровью но раненного который обзавёлся на лице крупным шрамом проигравшим не считали. Сейчас же любую модификацию тела пытаются обезболить различными инъекциями, мазями и гелями устраняя очень важный момент переживания боли и преодоления испытания.
Африканский мужчина с зажившими лицевыми насечками
Современная фотография. Не смотря на только-что полученные
глубокие порезы на лице, юноша не выглядит расстроенным
В данной статье мы уделили большее внимание именно татуировке как искусству имеющему потенциал возрождения в своём традиционном смысле в небольших обществах не смотря на общий упадок и модернизацию. Хотя существенной проблемой является то, что многие символы нанесённые на тела древних людей уже забыты, а некоторые значения реконструированы лишь предположительно. Можно подытожить, что в современном мире культура боди-модификации уже вряд ли вернётся в русло традиционного искусства по ряду причин: из-за общего упадка и деградации человеческой культуры, нежелание наполнять искусство сакральным смыслом, и потеря преемственности во множестве отдельных культур традиционной модификации тела (исключение составляет: тайская татуировка, маори, частично японская татуировка и множество так называемых «примитивных культур», в Европе можно отметить женскую хорватскую татуировку которая дожила до XXI века хотя в основном носительницы тату родились в начале XX века, но сейчас ощущается повышенный интерес к традиционной татуировке у молодых хорватских девушек.
К счастью не все хорватские девушки считают
что традиционное - значит устревшее
Скажем ещё пару слов о традиционной татуировке в северной традиции в наши дни. Сейчас священные символы как правило люди носят на шее, и в духовной татуировке подобные символы как правило в первую очередь и наносятся на тело. Можно сказать что в древние времена шейные украшения не были монополистами, сакральные орнаменты вышивались на одежде, часто священной символикой и даже целыми мифологическими сюжетами украшались: фибулы, заколки, пряжки, накладки на ремни, браслеты, серьги, накладки на доспехи, кольца, и даже такие предметы быта как бритвы, и питьевые сосуды. В наше время половина этих предметов не используется и они стали не нужны, вроде застёжек и фибул, а на заводские бритвы никто наносить ладью и солнце не будет, пряжки стали дешевле чем в древности но из-за этого приобрели примитивный вид, что уж говорить о холодном оружии и тем более доспехах которые полностью вышли из употребления. Современные приверженцы северной традиции могут носить копии древних подвесок и колец. Но и забывать великолепные орнаменты и сюжеты с пластин доспехов или фибул не хочется, и современные язычники нашли выход из этой ситуации, так сюжеты с бронзовых пластин шлемов, щитов и фибул и т.д. нашли своё место на коже и не смотря на изменения в материальной культуре, сам традиционный северный стиль остаётся жив.
Пример использования аутентичных мотивов в современной языческой татуировке.
Мастер Данила Свартов
Татуировка выполненная Patricia Campos
Рисунок создан на основе древней германской бронзовой пластины
Но увы не всё так гладко. Одна из проблем современной языческой татуировки – некомпетентность в вопросе символики. Например нанесение рун в трактовке Ральфа Блюма и игнорирование аутентичных рунических заклинаний, обилие символов-новоделов выдаваемых за древние символы, и ошибочные трактовки, например символ «звезда Руси»(он же квадрат Сварога) вырванный из общего контекста археологической находки и ставший символом космическим, хотя находка эта единичная, обрамление данного символа на браслете говорит о его связи с вегетативными силами (находка подробно рассмотрена Рыбаковым) и сам символ наиболее близок к символу «узел древо жизни» (обнаружен в женских захоронениях XIVвека). Но увы сейчас любой может придумать трактовку для древнего символа и даже если она ошибочна это не помешает благодаря интернету стать данной информации вирусной.
В связи с разрывом линии преемственности конечно уже не обязательно наносить на тело исключительно древние символы, особенно если их значение доподлинно неизвестно. В современном мире татуировка, скарификация и пирсинг потеряли свой вес сакральный и социальный. Древние сакральные символы на теле важны теперь лишь для своего носителя. Но разве плохо кроме священного символа нанести татуировку: имена родителей, герб родного края или портрет любимого пса? Все эти изображение будут иметь смысл и это главное что отличает татуировку традиционную от веяний тату-индустрии.
Один человек может украсить своё тело сложным рисунками в японском стиле за которые ещё лет 50 приехав в Японию он мог быть с чистой совестью зарезан представителями якудза (хотя такой риск но уже в меньшей степени есть и сейчас) за несоответствие внутреннего и внешнего (то-же самое что могло быть и в России с человек набившим тюремные татуировки для крутости). Человек же проколовший ухо как родитель-казак, или нанесший на своё тело тату-память о предках, символы своей веры, понятные только ему символы отражающие события в его жизни не просто украшает тело, но закрепляет и утверждает свою внутреннюю природу не давая ей расплыться в мире сверкающих рекламных вывесок. Именно это и есть антропометаморфоза – человек это не достигнутая цель по факту одного своего рождения, жизнь человека – это путь и становление.
Paul Kozak 16.9.2017 e.v.
1. https://motherboard.vice.com/de/article/vv7wkj/der-aelteste-tintling-der-welt-warum-hatte-oetzi-so-viele-ttowierungen-394
2. https://vk.com/wall39500719_13282
Комментариев нет:
Отправить комментарий