суббота, 24 июня 2017 г.

Глаз Одина


Итак я сел рисовать изображение Одина. И вот сделав набросок лица с двумя схематически изображенными глазами передо мной встал вопрос - какой из глаз стирать. На моей алтарной полке есть самодельное изображение Одина, у которого отсутствует левый глаз. Но вопрос тем не менее встал снова.
На большинстве современных изображениях у Одина отсутствует левый глаз, но если мы посмотрим на дошедшие до нас изображения  средних веков и традиционные исландские иллюстрации то увидим, что отсутствует наоборот правый глаз. Хотя особенный интерес представляет иллюстрация из исландского манускрипта  SÁM 66, где изображена сцена из части Младшей Эдды под названием «Видение Гюльви». На иллюстрации изображены три воплощения Одина: Высокий, Равновысокий и Третий. Здесь мы видим что у Равновысокого и Высокого отсутствует правый глаз, но у третьего отсутствует левый глаз.

"Видение Гюльви" XVIII век 
рукопись SÁM 66 

Итак почему-же произошло такое изменение в изображениях? Дело в том, что со времён когда древние германцы были язычниками прошло много времени и значение многих символов было утеряно. Очевидно, в восстановлении этой детали с глазом Одина исследователям помогла древнеегипетская легенда о боге Горе, который потерял левый глаз в бою, и  затем глаз стал луной. Также современные язычники трактуют жертву левого глаза как символ того, что Один шел по пути левой руки, такая идея не лишена смысла но противоречит большинству аутентичных изображений (в принципе эти противоречия не являются непримиримыми в образе Одина, который обладал как чертами верховного небесного бога, так и чертами трикстера идущего по пути левой руки). Аналогия с богом Гором возможно не совсем точная, к сожалению изучать германское язычество как самодостаточное самостоятельное явление стали не так давно.

Бог Гор теряет глаз в битве с врагом. Один также является воителем. Более того воинственность в древней германской традиции занимает ключевое место, она не всегда проявляется в баталиях со звоном оружия, но часто выражается в идее завоевания. Один из путей завоевания мудрости - это жертвоприношение. Ради получения знания о рунах Один приносит в жертву самого себя, ради изучения колдовства нарушает запрет и учится у женщины этому женскому  искусству, и точно также ему приходится принести жертву ради получения права испить из источника мудрости и чтобы советоваться с головой Мимира. Об этом сообщает Младшая Эдда:

Allt veit ek, Óðinn,
hvar þú auga falt,
í þeim inum mæra
Mímisbrunni.
Drekkr mjöð Mímir
morgin hverjan
af veði Valföðrs.
Vituð ér enn — eða hvat?

Знаю я, Один,
где глаз твой спрятан:
скрыт он в источнике
славном Мимира!
Каждое утро
Мимир пьет мед
с залога Владыки,
довольно ль вам этого?

Hegge stavkyrkje начало XIII века

Здесь не сообщается, какой именно глаз был отдан, хотя старинные источники изображают отсутствие правого глаза. Объяснение напрашивается довольно простое – Один не пожалел пригвоздить к древу самого себя в жертву на девять дней и ночей, и суть истинного жертвоприношения это искреннее желание пожертвовать что либо не торгуясь. Здесь можно упомянуть историю о жертвоприношении Одину.

Голова Одина, вырезанная из дерева.
Хранится в историческом музее Осло.

В ней рассказывается о  том, как люди конунга Викара надолго встали у берега из-за отсутствия ветра, тогда бросили гадательные дощечки и узнали что нужно принести человеческую жертву Одину. И жребий пал на самого Викара (в те времена жребий не воспринимался как чистая случайность). Люди не хотели убивать своего конунга, и тогда жертвоприношение решено было сымитировать, для виселицы выбрали слабую тонкую ветку и набросили на шею телячьи кишки, Старкад уколол конунга камышовым стеблем и сказал: «Теперь я отдаю тебя Одину». И в тот момент веточка стала сильной и распрямилась подняв конунга, кишки затянулись на шее а камыш стал копьём.
Здесь показано что если нужно отдать в жертву что-то ценное то халтурить, торговаться и сомневаться нельзя.
И очевидно то же было с глазом, с древних времен особенно дорожили правой рукой и правым глазом. Именно правая рука бога изображена на множестве гербов и правые руки особенно почитаются как мощи. Отдать левый глаз означало откупиться мелкой ценой, но мудрость стоит гораздо дороже и тогда Один пожертвовал свои правый глаз который был достойно жертвой.

Фигурка Одина из Lindby, Skane, 
Шведский исторический музей.

 
Один. Рукопись SÁM 66 

Обложка книги Стивена МакНаллена
 «Асатру: Родная Европейская Духовность»

Комментариев нет:

Отправить комментарий