суббота, 24 июня 2017 г.

Глаз Одина


Итак я сел рисовать изображение Одина. И вот сделав набросок лица с двумя схематически изображенными глазами передо мной встал вопрос - какой из глаз стирать. На моей алтарной полке есть самодельное изображение Одина, у которого отсутствует левый глаз. Но вопрос тем не менее встал снова.
На большинстве современных изображениях у Одина отсутствует левый глаз, но если мы посмотрим на дошедшие до нас изображения  средних веков и традиционные исландские иллюстрации то увидим, что отсутствует наоборот правый глаз. Хотя особенный интерес представляет иллюстрация из исландского манускрипта  SÁM 66, где изображена сцена из части Младшей Эдды под названием «Видение Гюльви». На иллюстрации изображены три воплощения Одина: Высокий, Равновысокий и Третий. Здесь мы видим что у Равновысокого и Высокого отсутствует правый глаз, но у третьего отсутствует левый глаз.

"Видение Гюльви" XVIII век 
рукопись SÁM 66 

Итак почему-же произошло такое изменение в изображениях? Дело в том, что со времён когда древние германцы были язычниками прошло много времени и значение многих символов было утеряно. Очевидно, в восстановлении этой детали с глазом Одина исследователям помогла древнеегипетская легенда о боге Горе, который потерял левый глаз в бою, и  затем глаз стал луной. Также современные язычники трактуют жертву левого глаза как символ того, что Один шел по пути левой руки, такая идея не лишена смысла но противоречит большинству аутентичных изображений (в принципе эти противоречия не являются непримиримыми в образе Одина, который обладал как чертами верховного небесного бога, так и чертами трикстера идущего по пути левой руки). Аналогия с богом Гором возможно не совсем точная, к сожалению изучать германское язычество как самодостаточное самостоятельное явление стали не так давно.

понедельник, 19 июня 2017 г.

Супергерои или титаны

Кажется "Скандинавские боги" Нила Геймана уже стали бестселлером. Мы можем ожидать массовый наплыв сомнительных новичков в ряды приверженцев северной традиции как после сериала "викинги". Среди множества восхищенных отзывов лишь немногие люди знакомые с миром германской мифологии не по парочке марвеловских фильмов а по Эддам и сагам делают скромные замечания о том, что работа Геймана довольно сомнительна в том плане, что герои древних саг  не нуждаются в осовременивании, ведь миф это явление не привязанное к времени. По сути любое осовременивание древних мифологических сюжетов с целью их популяризации вредны для понимания мифа. Отчасти мы уже затрагивали тему современных адаптаций в статье "Супергерои или титаны".


Супергерои или титаны

С окончанием средних веков, с началом промышленных революций авторитет героя-рыцаря шел на убыль всё стремительнее, уступая место культуре коллектива людей.  Второе дыхание героическим историям дало развитие культуры комиксов, хоть и в довольно искаженной форме, сохраняя идею о подвигах героя, совершающего деяния  в одиночку и преодолевающего немыслимые для простого человека испытания. Мирча Элиаде отмечал, что современные герои из средств массовой информации, особенно комиксов, являются современными версиями мифических персонажей. Во время второй мировой войны комиксы о супергероях были действительно популярны и востребованы на фронте среди американских солдат и  поднимали боевой дух, что ещё раз подтверждает важность героического примера. Хотя в эпоху постмодерна началось ещё большее искажение – феминизация героев комикса в угоду идеям толерантности, что окончательно стирает в повествовании даже остатки солнечного принципа. В альтернативных комикс-вселенных привычные супергерои всё чаще обретают свою женскую копию.
Данный очерк хотелось бы посвятить вопросу, почему нельзя ставить знак равенства между современными киногероями (героями комиксов, игр) и героями древних саг.
Можно рассмотреть популярные сюжеты, связанные с борьбой главного героя со злодеями и увидеть отсылки к древним мифам о борьбе героя с хтоническими силами. Также в современных героях присутствуют архитипичные элементы, сближающие его с героем традиционным: в биографии героя есть некий переломный инициатический момент (например получение сверхчеловеческих способностей), у героя есть дама сердца как у героев Артуровского мифа (Лоис Лейн у Супермена, Мери Джейн у Человека-Паука и тд). Популярен сюжет о борьбе главного героя с тиранами (тираническими корпорациями) олицетворяющими выродившиеся духовные и военные сословия.
Но есть сюжетная линия, выделяющаяся из этого – это сюжет, связанный с концом света. Идея конца света в буквальном смысле стара как мир и на первый взгляд сказания про Рагнарёк и фильмы о конце света, профану могут показаться одинаковыми, но ключевую роль здесь играют намерения героя и его действия в рамках сюжета.

пятница, 16 июня 2017 г.

Итак поездка не прошла даром (хотя попытки сбора местного фольклора ничего не принесли). Три года назад мною был примечен интересный камень с двумя углублениями, одно небольшое чашечное а второе диаметром меньше 2см и глубиной 5-6см, но потом обнаружить его снова не удалось. И вот в этом  году у берега древнего озера был обнаружен необычный камень, представляющий из себя небольшой кусок гранита примерно 100 кг весом. Но раскопав камень оказалось что размеры его раз в 5 больше изначально предполагаемых. А кроме двух углублений северная сторона его почти идеально ровная. Не известно искусственно ли сделано в нём небольшое круглое углубление, или оно было проточено водой за многие века. Не известно использовался ли этот камень в древние времена как алтарь, но теперь будет.



воскресенье, 11 июня 2017 г.

Последний кельт


81 год назад из жизни добровольно ушел писатель Роберт Ирвин Говард, как и многие великие люди он не получил признания при жизни, но сейчас известен как великий писатель которого не зря поклонники называют «Последним кельтом».
Сейчас принято говорить о жанре фэнтези как об упадочном ответвлении фантастики. Если брать в расчёт фэнтези современное, то с этим можно согласиться. Но отцы жанра, такие как Роберт Говард и Толкиен были яркой вспышкой из глубины веков возрождающей у людей преклонение перед мифическими героями.
Не смотря на короткую жизнь оборвавшуюся в 30 лет и отсутствие литературного или исторического образования Говард являл собой пример самообразования, ещё с детства он проявил большой интерес к истории коренного населения Великобритании, а затем и в целом к истории древнего мира. До самой смерти он продолжал с жадностью тянуться к знаниям и активно обсуждал с друзьями по переписке последние исследования историков. Ряд рассказов Говарда описывают события исторических времён войны римлян с пиктами. Но исторические рассказы часто загоняли автора в рамки материализма, и поэтому Говард создал новую арену для действия своих героев, так появились Турийская и Хайборийская эра, которые представляли собой эры предшествовавшие нашей в череде сменяющих друг друга эпох. В этих эпохах герои Роберта Говарда обрели полную свободу. К слову Лавкрафт рекомендовавший издателю произведения Роберта отмечал его образованность и талант, с каким он создал правдоподобную картину доисторического мира, хотя Лавкрафт часто указывал ему на неправдоподобную этимологию названий и имён которую Роберт Говард решил сознательно оставить близкой к современности.
Наверно ни один герой не вдохновлял молодых писателей так, как Конан-варвар. Но увы чем больше появляется последователей тем сильнее чувствуется разница в одаренности и образованности с уровнем Роберта Говарда. Современные авторы увы вдохновляются больше коммерческими проектами вроде игр Warcraft и тд и их произведения часто представляют из себя описания действий современных по духу персонажей перенесённых в вымышленную эпоху.
Героев Говарда отличала первобытная воинственность, не смотря на внешнюю жестокость это было ощущение мощнейшего переживания жизни согласно дхарме воина, это ощущалось и в образах Конана  и Кула и в образе менее известных персонажей-боксёров, образ воина был близок самому автору который был неплохим боксёром. Не изучая историю религии Говарду удалось максимально прочувствовать живое язычество, без описания надуманных ритуалов и прочей мишуры. Ему удалось точно изложить в своих рассказах суть древних мифов, воссоздавая их в формах интересных современному читателю.
 Фигура Роберта Ирвина Говарда – это герой бронзового века, т.е последнее явление героического духа перед эпохой полного упадка. Спустя многие века после эры героических саг автору удалось проникнуть сквозь времена и продемонстрировать со страниц приключенческих журналов  возрождение героического духа.
Хотя с каждым годом печатается всё больше рассказов о приключениях Конана, поймать заново нить, которая вела Говарда больше не удаётся. А секрет прост – подражание не может приблизиться к оригиналу, если нет личного сильного надвременного переживания жизни. Сам Говард заслуженно названный «Последним кельтом» в кельтской крови которого наверняка присутствует кровь пиктов коротко и ясно изложил это в стихотворении.

How can I wear the harness of toil
And sweat at the daily round,
While in my soul forever
The drums of Pictdom sound?

Как мне к ежедневным трудам привыкнуть,
И заработок исчислять в грошах,
Когда под гул барабанов пиктов
Ликует и плачет моя душа

wolf-spear.blogspot.com

   Пьер Паскаль вспоминает о последних дня Эволы: «Я рассказал ему, что последним желанием Анри де Монтерлана было, чтобы его сожгли, а пепел рассеяли недалеко от форума, между растрами и Храмом Весты. Тогда он, простертый передо мной, с руками скрещенными на груди, тихо, почти неслышно проговорил: «я хотел бы… я распорядился… чтобы мои останки захоронили высоко в горах».
   Во вторник 11 июня 1974 г. ранним утром Эвола, предчувствуя приближение смерти, попросил усадить себя за рабочий стол напротив открытого окна, выходящего на Яникул. В 3 часа дня голова его поникла, он больше не двигался. Так и нашел его врач: сердечный удар,
   В своем завещании, датированном «Рим, 30 января 1970 г.», Эвола пожелал, чтобы его тело было кремировано, он воспрещал всякие проводы на кладбище, выставление в церкви, присутствие католических священников, «извещение о похоронах» в газетах. Кремация состоялась вечером 10 июля на кладбище «XIX Secolo» в Сполето. По воле Эволы его прах был передан Эудженио Давиду, его товарищу по горным восхождениям в тридцатые годы; часть была захоронена в расщелине ледника на вершине Монте Роза, часть развеяна по ветру.

Виктория Ванюшкина