Для современного язычника убранство собственного алтаря является делом индивидуальным,
и алтарь создаётся по собственному
усмотрению.
И в этом деле человеку могут помочь магазины
ведьмовской атрибутики, предлагающие красивые алтарные статуэтки из искусственного
камня - лица как живые, детализированная одежда и тд. И все-таки, почему для
алтаря язычник охотно выбирает покупное литое изделие вместо самодельного идола
из куска дерева: не
является ли это попыткой оправдания себя и своей веры перед современным миром?
Покажите современному человеку античные статуи
изображающие богов и германские и славянские деревянные идолы чудом уцелевшие
за много веков. Спросите, «чья культура возвышеннее и более духовная?» и скорее
всего он ответит, что без сомнения это античная культура. Сейчас натуральные
изображения античных богов и их идеальных тел рассматриваются как вершина
духовной культуры того времени, в то время как примитивный идол натолкнет на мысли о примитивности и скудоумии северных варваров раз они даже не смогли
изобразить бога похожим на человека. Но дело не в том, что северные племена не
умели красиво и натуралистично вырезать человеческие фигуры: до нас дошло достаточное
количество древних европейских украшений, фибулы, подвески, накладки на шлемы и
другое,
и порой уровень мастерства древнего мастера поражает современного человека тем,
насколько искусно мастер мог вырезать миниатюрные изображения животных и
растений, и как идеально обрабатывались камни и эмаль в фибулах. Неужели
подобные мастера создававшие невероятные по красоте ювелирные украшения не
могли вырезать натуралистичный образ божества? Конечно могли, но не хотели.
Статуэтка Фрейра созданная современным художником
Если обратиться к искусству и историческим
источникам созданным незадолго до начала нашей эры, то складывается ясная картина
– религиозное искусство античности становится максимально антропоморфным и всё
меньше внимания в статуях уделяется внимания атрибутам богов, но всё внимание
сосредотачивается на красоте тела, уже не первый век как изменилась сакральная
поэзия (из сакральной поэзии наполненной скрытым понятным немногим смыслом
поэзия все больше смещается в описание
богов лишь как бессмертных людей) и эта постепенная антропоморфизация искусства
идёт рука об руку с духовных кризисом, когда из изображения богов пропали
сакральные символы в угоду натуральному рельефу мышц, а мистические гимны
вытеснялись поэзией скорее светской многие люди явно потеряли связь с
сакральным культом что привело даже к появлению атеистических идей, когда люди
откровенно разочаровывались в богах из-за того, что они ненамного лучше
смертных. Так множество историй о богах которые мы знаем не являлись для античного
человека живой мифологией но воспринимались скорее как развлекательные
героические истории. Настоящие же сакральные тексты к сожалению в большинстве были
утеряны в связи с их скрытием от непосвященных.
В самом начале нашей эры Тацит описал традиции
древних германцев рассказывая удивительные наблюдения о том, что германцы не
ставили изображения своим богам, так как считали это оскорбительным подгонять богов
под человеческий облик.
В сохранившихся текстах разных древних народов и у
индусов и у греков мы можем найти идею о том, что верховный бог не имеет
никакого облика но является причиной существования всего на свете, а
антропоморфные боги известные из саг и гимнов – эманации верховного бога - по
сути символы, принявшие антропоморфный облик давая людям возможность через
близкую и понятную символику приблизиться к верховному божеству.
Но подобное видение жило в большинстве своём в среде
жреческой и военной аристократии. Позже эта идея была почти забыта после начала
христианизации, а жившее долгие века в
крестьянской среде язычество иногда действительно приходило в упадок - к
прямому идолопоклонничеству, что было на руку церкви которая выставляла всё
язычество как поклонение идолам.
Таким образом высшая форма служения в древнем
язычестве не уделяла идолам столько внимания как это представляется сейчас. На
самом деле именно самые простые идолы даже скорее символы были частью древних
мистерий, но не натуралистические статуи античных богов которые часто
посвящались богам как персонажам просто литературным.
В отличии от кельтского и германского неоязычества
именно в славянском пожалуй чаще предпочитают простые резные идолы минимально
антропоморфные. Хотя очень часто за простым изображением просто стилизованном
под древнее ничего не стоит когда кроме двух глаз и носа идол полностью лишен атрибутов.
Если человек воспринимает идол как символ эманации,
то для своего алтаря он конечно может использовать и детализированную отливку.
Для капищ такое пожалуй не очень подойдёт ведь кого-то из общины это может и
запутать.
Главное сбросить с себя многовековой ярлык
«идолопоклонник». Не нужно пытаться подогнать изображения древних богов под искусно
сделанные средневековые католические статуи чтобы попытаться оправдаться в
чужих глазах. Для желания подчеркнуть свою принадлежность к древней вере можно
обойтись красивой репликой украшения найденного в курганах. Но для своего
алтаря на самом деле достаточно найти в своём сарае полено – полено с большим
торчащим сучком буквально десятью движениями ножа можно довести до изображений
Фрейра, а например ясеневое полено с выпавшим сучком – это уже полу готовый
идол Одина.
Хотя конечно можно обойтись и без идола, а просто
поместить в центр алтаря свечу.
Копия древнего изображения Фрейра
Комментариев нет:
Отправить комментарий